Введение |
В общественном сознании постепенно укрепляется мысль о том, что ребенка-сироту необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение (детский дом или школа-интернат), как это было прежде, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные препятствия. "Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, - гласит статья 123 Семейного кодекса, - на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов…"
? Почему в настоящее время, в отличие от недавнего прошлого, провозглашается приоритет семейных форм воспитания перед воспитанием в государственных учреждениях?
Не случайно сейчас семейные формы устройства получают государственную поддержку. Это выгодно не только обществу в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, прежде всего, семейное воспитание приносит пользу самим детям. Это общеизвестно, доказано судьбами детей и наукой, и не подвергается сомнениям.. В 1999 году из 112 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 67 процентов были устроены в семьи граждан.
Самыми известными, распространенными формами семейного устройства являются опека и усыновление, а с 1996 года законодательно закреплена приемная семья (прообразом которой являются семейные детские дома). Но пока эта форма семейного устройства активно развивается в Самарской области.
Еще одна активно поддерживаемая Министерством образования - патронатная форма семейного устройства (Министерством труда и социального развития называемая "семейная воспитательная группа") - находится сейчас в стадии эксперимента и разработки законодательства.
? Чем же эти формы отличаются друг от друга и что их объединяет?
Постараемся в нашей брошюре ответить
на этот вопрос.
Опека (попечительство) |
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство - в возрасте от четырнадцати до 18 лет. (Здесь и далее будет называться опека). В настоящее время самое большое число детей передается под опеку. В 1999 году 78% выявленных детей россияне взяли под опеку, в основном это бабушки-дедушки, тети-дяди, братья-сестры и другие родственники.
До сих пор распространенным является мнение, что под опеку ребенок передается только тем, кто связан с ним родственными отношениями. Но это не так. Чтобы стать опекуном, совсем не обязательно быть родственником.
Обратимся к основному закону, посвященному вопросам семейного права, - Семейному кодексу Российской Федерации.
Ни одна статья закона не ставит такого условия. В ст. 146 Семейного кодекса предусматриваетcя, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна. Как гласит ведомственная инструкция, назначая ребенку опекуна, специалисты органа опеки обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, то следует учесть, как относятся к ребенку члена семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилплощади. Если это возможно, то спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки.
? Но возникает законный вопрос - любой ли совершеннолетний гражданин, изъявивший такое желание, может стать опекуном?
Стоит знать, что не всякий человек, изъявивший такое желание, может стать опекуном.
Не назначаются опекунами лица:
- лишенные родительских прав
или ограниченные в родительских правах,
- отстраненные от выполнения
обязанностей опекунов,
- бывшие усыновители, если усыновление
отменено по их вине.
Вот такие нравственные критерии отбора опекунов определяет закон. Как мы видим, никаких возрастных ограничений или ограничений, связанных с полом, родственными или семейными отношениями закон не вводит.
Хотя стоит заметить, что если опекунами являются престарелые родственники ребенка (бабушки, дедушки), а опекаемые - подростки, из-за большой разницы в возрасте в отношениях между ними возникает довольно много проблем, которые разрешить без помощи специалистов опекунам часто не под силу, и они нуждаются в помощи психологов, социальных работников и педагогов.
Кроме тех ограничений, что мы назвали выше, законом предусмотрены ограничения, связанные с состоянием здоровья людей, которые изъявляют желание стать опекунами.
Правительство РФ 1 мая 1996 года
специальным постановлением утвердило перечень заболеваний, при
которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку,
взять в приемную семью:
- туберкулез (активный и хронический)
всех форм локализации у больных I,
II, V
групп диспансерного учета,
- заболевания внутренних органов,
нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации,
- злокачественные онкологические
заболевания всех локализаций,
- наркомания, токсикомания, алкоголизм,
- инфекционные заболевания до
снятия с диспансерного учета,
- психические заболевания, при
которых больные признаны в установленном порядке недееспособными
или ограниченно дееспособными,
- все заболевания и травмы, приведшие
к инвалидности I и II
группы, исключающие трудоспособность.
Будущий опекун должен представить в орган опеки медицинское заключение о состоянии своего здоровья, написать заявление на имя главы администрации с просьбой об установлении опеки.
?
Нужны ли какие-то еще документы для оформления опеки?
Закон об этом умалчивает, и потому орган опеки может попросить
предъявить документы о наличии жилья у кандидата в опекуны и
его состоянии, если опекаемый будет жить в квартире опекуна. Специалист
органа опеки вправе посетить эту квартиру и составить акт обследования
жилищных условий. Если у ребенка осталось ценное имущество, одновременно
решается вопрос о распоряжении имуществом подопечного. Порядок
управления недвижимым и ценным имуществом подопечного определен
Гражданским кодексом РФ, утвержденным в 1994 году, статьи 37,
38.
На основе этих документов и документов ребенка орган опеки готовит представление главе администрации об установлении опеки над несовершеннолетним.
Решение (постановление) о назначении опеки принимается главой местной администрации, где находится ребенок. Но бывают обстоятельства, когда опека назначается по месту жительства опекуна.
В нем могут указываться сроки, на которые устанавливается опека (если она устанавливается временно), место проживания опекаемого. Следует отметить, что принятое решение действительно на территории всей России и тех стран, которые подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1994 г.)
Одновременно с установлением опеки решается вопрос - будет ли получать пособие опекаемый. Денежные средства выплачиваются опекунам на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер выплаты определяется органами местной администрации, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Поэтому размеры пособий в разных регионах России очень отличаются: где-то это - 300-400 рублей в месяц, а где-то около 2000 рублей в месяц.
Если опекун, получающий денежные средства на опекаемого, переезжает на новое место жительства, он начинает получать эти средства после того как орган опеки получит личное дело подопечного, и получает эти средства с того времени, с какого она была прекращена по прежнему месту жительства.
? Очень часто в практике возникают вопрос - любой ли ребенок, находящийся под опекой, получает денежное пособие?
Нужно знать, что такие денежные
средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных,
родители которых:
- могут лично осуществлять воспитание
и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку
другим лицам,
- находятся в длительных служебных
командировках,
- проживают раздельно с детьми,
но имеют условия для их содержания и воспитания.
Не назначаются и не выплачиваются
эти средства на подопечных, которые находятся на полном государственном
обеспечении в образовательных учреждениях или в специальных учебно-воспитательных
учреждениях. Этот перечень приведен в Положении о порядке выплаты
денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)
от 16 февраля 1993 г., утвержденном приказом № 50 Министерства
образования РФ.
Дети, которые находятся под опекой, получают причитающиеся им алименты и пенсии, пособия и другие социальные выплаты, предусмотренные законами и постановлениями. Так на детей, находящихся под опекой, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников детских домов (Постановление Правительства Российской федерации " О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. № 409.
Кроме того, опекаемые дети пользуются гарантиями, предусмотренными специальным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. предусматриваются гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение.
Если у ребенка есть право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, то оно сохраняется за ним. Если же жилое помещение у ребенка отсутствует, то он имеет право на получение жилья в соответствии с жилищным законодательством и законом "О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть вне очереди.
Опекун обязан заботиться о ребенке, создавать ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивать ему всестороннее развитие, уважать человеческое достоинство.
Иногда возникают вопросы о том, можно ли брать под опеку больного ребенка или ребенка-инвалида. Инвалидность любой степени тяжести, наследственное или соматическое заболевания - не являются препятствием для устройства в семью, где о нем будут заботиться. В таких случаях опекун выполняет две функции: воспитателя и лица, обеспечивающего уход за подопечным.
Не существует в Семейном кодексе запретов связанных с согласием на опеку супруга или других членов семьи претендента на опеку. Не требуется согласия родителей ребенка, которые утратили факт попечения над собственным ребенком.
Для того чтобы права ребенка не нарушались, органы опеки обязаны осуществлять контроль за тем, как живется ему в семье опекуна (статья 147 СК). По инструкции специалист органа опеки или другое лицо по его поручению, два раза в год должен навещать подопечного. Как мы уже отмечали выше, контроль имеет две функции: с одной стороны - оказывать помощь в решении проблем, возникающих между опекуном и опекаемым, советами и рекомендациями психолого-педагогического свойства. А с другой стороны - помощь экономического характера (в обеспечении питанием, одеждой, бесплатным лечением и т.п.).
Таким образом, с правовой точки
зрения можно сказать, что процедура установления опекунства наиболее
демократичная. Неоправданные помехи на ее пути чаще всего возникают
по субъективным причинам. Например, практические работники, имеющие
большой стаж, по инерции следуют требованиям, сформулированным
предыдущем кодексе законов о браке и семье РСФСР (1969 г.), инструкцией
Минздрава СССР и Минпроса СССР (1977 года), поскольку новый нормативный
акт по опеке еще не создан, либо восполняют пробелы, исходя из
практики.
Усыновление (удочерение) |
Семейный кодекс устанавливает, что усыновление осуществляется в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.
Особенностью усыновления является то, что оно устанавливается в судебном порядке. В отношении российских граждан решение об установлении усыновления принимается городским (районным) судом по месту нахождения (жительства) ребенка. В отношении иностранных граждан решением об установлении усыновления принимается областным (краевым или республиканским) судом.
Существует подробно разработанный порядок усыновления, определенный специальным постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г.
Остановимся на наиболее существенных моментах этого и других документов, имеющих отношение к усыновлению.
? Довольно часто, увидев в больнице или в приюте ребенка, к которому не приходят родители, сострадающие люди хотят его усыновить. Возможно ли это?
Прежде всего, нужно знать, что не каждый ребенок, находящийся в доме ребенка, детском доме, приюте или больнице может быть усыновлен, а только тот, кто имеет для этого правовые основания.
Правовыми основаниями являются
обстоятельства, когда единственный родитель или оба родителя:
-умерли;
-неизвестны, судом признаны
безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
-признаны судом недееспособными;
-лишены судом родительских прав;
-дали в установленном порядке
согласие на усыновление;
-по причинам, признанным судом
неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком
и уклоняются от его воспитания и содержания*.
Все эти обстоятельства должны быть подтверждены документально. Смерть родителей подтверждается свидетельством о смерти, либо специальной справкой, выданной органом ЗАГСа.
Признание судом родителей неизвестными, безвестно отсутствующими или объявленными умершими, недееспособными, лишенными родительских прав, или по неуважительным причинам уклоняющимся от воспитания и содержания ребенка более 6 месяцев, подтверждается заверенной копией решения суда. А эта процедура довольно длительная и хлопотливая.
?
Если молодая мать отказывается от ребенка, является ли это достаточным
основанием для возможности его усыновления?
Чтобы
ответить на этот вопрос нужно уточнить несколько позиций.
Прежде всего, родители (или одинокий родитель) пишут заявление, в котором дают согласие на усыновление, а не отказываются от ребенка.
Во-вторых, следует уточнить возраст матери. Если она несовершеннолетняя, т.е. ей не исполнилось 18-ти лет, только ее согласия недостаточно. Следует получить согласие ее родителей или опекунов.
Согласие на усыновление должно быть отражено в специальном заявлении, подпись на котором удостоверяется либо нотариально, либо руководителем учреждения, в котором находится ребенок, либо руководителем органа опеки. Если согласие на усыновление дают оба родителя, заявление пишется каждым из них. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица.
Здесь есть еще одна деталь: согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только тогда, когда ребенок родился, но не до его появления на свет.
Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел.
Усыновление ребенка, оставленного в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено при наличии соответствующего акта, составленного администрацией учреждения, в котором был оставлен ребенок.
? Естественен вопрос, существуют ли какие-то критерии отбора усыновителей?
Статьей 127 СК РФ определены критерии для тех граждан, которые хотят усыновить ребенка.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Обращаем внимание на то, что в законе не говорится о том, что усыновителями может быть только семейная пара. Довольно много случаев, когда ребенок усыновляется одиноким гражданином (гражданкой). Поэтому никто не вправе отказать человеку, желающему усыновить ребенка на том основании, что у него "неполная семья".
Законами России не устанавливается также предельный возраст усыновителей, несмотря на неоднократные предложения ввести возрастные ограничения для усыновителей. Законодательствами некоторых стран (Италия, Голландия и др.) такие ограничения введены. Статья 128 СК предусматривает только, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16-ти лет. Но если суд признает какие-то причины уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
В России есть ограничения, связанные с состоянием здоровья кандидатов в усыновители, определенные в том перечне, на который мы уже ссылались выше.
? Как должны действовать те граждане, которые хотят усыновить ребенка? - этот вопрос возникает довольно часто. Из-за незнания люди обращаются к знакомым или в детские учреждения (дома ребенка, детские дома, больницы). Нужно знать, что закон обязывает руководителей воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, предупреждать граждан, обращающихся к ним с просьбой об усыновлении ребенка, что все действия, связанные с устройством детей, подлежащих усыновлению, осуществляются органами опеки и попечительства.
Любая посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, наказывается в уголовном порядке. Посторонним лицам запрещается передавать сведения о ребенке, производить фото- и видеосъемку детей, проводить дополнительную медицинскую экспертизу усыновляемого ребенка. Это предусмотрено статьей 126 СК и постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г.
Именно органу опеки по закону доверен весь порядок устройства детей-сирот. А порядок этот в настоящее время подробно расписан и требует от усыновителей большого терпения и определенных усилий. Одного желания здесь недостаточно.
? Каков же он этот установленный порядок?
Россияне, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 3 месяцев.
Гражданину нужно также предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.
Принявший представленные документы специалист органа опеки информирует граждан, желающих усыновить ребенка о том, что для подготовки заключения о возможности быть усыновителями будет составляться акт по результатам обследования условий их жизни. Для этого нужно договориться и согласовать время проведения обследования.
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве кандидатов в усыновители. В случае возникновения спорных или сомнительных ситуаций орган опеки вправе предложить лицам, желающим усыновить ребенка, пройти дополнительное собеседование с психологом, юристом, если такие возможности имеются.
Составленное заключение подписывается теми, кто его составлял, руководителем органа опеки, заверяется печатью и первый экземпляр выдается на руки заявителям. Положительное заключение о возможности быть усыновителями является основанием для того, чтобы поставить на учет в качестве кандидатов в усыновители по месту жительства и приступить к подбору ребенка. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, орган опеки доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
Обращаем внимание на то, что отказ должен быть оформлен письменно и выдан на руки вместе со всеми документами. Если вы не согласны с заключением, вы вправе обжаловать его в судебном порядке.
Специалисты органа опеки и попечительства обязаны дать разъяснения об условиях усыновления, правах и обязанностях, возникающих в результате усыновления, о детях, подлежащих усыновлению и другим вопросам, связанным с усыновлением.
После постановки на учет орган опеки представляет кандидатам в усыновители имеющуюся у них в банке данных информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, в случае затруднений помогает определиться с выбором пола, возраста ребенка. После того, как подобрана соответствующая кандидатура, выдается направление для посещения ребенка (детей) в то учреждение, где он живет или находится.
Со специалистом органа опеки можно посоветоваться, как организовать встречи с ребенком, уточнить порядок и последовательность действий после того, как будет принято или не принято решение об усыновлении конкретного ребенка. Подчеркиваем, что все эти действия должны выполняться должностными лицами безвозмездно.
В учреждении, где находится ребенок, кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о нем, а не только анкетные данные. Здесь вас обязаны познакомить со всеми документами усыновляемого ребенка. Кандидаты могут получить сведения о наличии у него родственников.
Кроме того, они вправе обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
Кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт.
Последовательность действий может быть разной. Можно сначала ознакомиться с документами, а затем познакомиться с ребенком, а можно и наоборот.
О своем окончательном решении нужно обязательно известить специалиста органа опеки. Если вы по каким-либо причинам не захотели усыновить предложенного ребенка, вам могут дать направление для посещения другого ребенка. Закон не устанавливает каких-либо квот или ограничений.
Специалист органа опеки в специальном журнале ведет учет выданных направлений и фиксирует причины отказа кандидатов от принятия ребенка в семью.
? Довольно часто кандидаты в усыновители не хотят, чтобы ребенок был из одного с ними села, города, боятся встреч с биологическим родителями. Как поступать в подобных случаях?
Если кандидаты в усыновители не смогут подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства, т.е. в область. Закон предоставляет право кандидату в усыновителю обратиться с заявлением о подборе ребенка в любой регион России, а также в Министерство образования РФ, которое обязано оказывать содействие в устройстве детей-сирот в семьи.
Для получения этих сведений кандидаты в усыновители подают заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление и предъявляют заключение органа опеки, составленное по месту жительства кандидатов о возможности быть усыновителями (заключение действительно в течение года со дня его выдачи).
Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Министерство образования Российской Федерации подбирает для кандидатов в усыновители ребенка, находящегося на учете, выдает им направление для посещения конкретного ребенка по его месту жительства (нахождения).
После того, как осуществлен подбор
ребенка, решение вопроса об установлении усыновления решается
в судебном порядке. Для этого кандидаты в усыновители подают в
суд по месту жительства (нахождения) ребенка заявление с просьбой
об установлении усыновления и представляют соответствующие документы.
Это:
- документы, удостоверяющие личность;
- справка с места работы с указанием
должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
- копия финансового лицевого
счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства
или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
- справка органов внутренних
дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против
жизни или здоровья граждан;
- копия свидетельства о браке
(если состоят в браке);
- медицинское заключение государственного
или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии
здоровья лица, желающего усыновить ребенка.
Дела об установлении усыновления
рассматриваются судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого
ребенка на закрытом заседании с участием органа опеки и представителя
прокуратуры.
Орган опеки представляет в суд заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Кроме того, в суд представляются все документы, подтверждающие правовые основания для усыновления этого ребенка, медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, согласие учреждение, в котором находится ребенок на его усыновление. Судья вправе истребовать любые другие документы, как от кандидатов в усыновители, так и от органов опеки.
При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие. Согласие ребенка выявляется специалистами органа опеки и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.
Однако следует учитывать, что если до подачи заявления об усыновлении в суд ребенок проживал в семье усыновителя (ей) и считал его (их) своим родителем, усыновление, в виде исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого, если это соответствует интересам ребенка.
Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (далее именуется - решение суда). В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом решение суда вступает в силу по истечении десяти дней. Хотя при исключительных обстоятельствах оно может быть обращено судом к немедленному исполнению (статья 211 ГПК РСФСР).
Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.
Получив решение суда, органы регистрации актов гражданского состояния производят государственную регистрацию факта усыновления, выдают свидетельство об усыновлении и выписывают новое свидетельство о рождении ребенка, в котором указаны новая фамилия (имя) ребенка и фамилия и имена новых родителей.
Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, и решения суда.
В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.
Орган опеки и попечительства, на территории которого было произведено усыновление ребенка, обязан в 7-дневный срок после вступления в силу решения суда направить в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя (ей) с усыновленным ребенком соответствующую информацию для организации контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка. При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 155 УК РФ).
Контрольное обследование условий
жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом
по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение
первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения
контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом
опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной
ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ёй). Контрольное
обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка
проводится с сохранением тайны усыновления.
Приемная семья |
Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.. Но эта форма семейного воспитания отличается внешними атрибутами оформления. Процедура эта выглядит следующим образом.
? Как выглядит процедура оформления приемной семьи?
Приняв решение создать приемную семью, граждане (отдельный гражданин) подают в орган опеки заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению прикладываются те же основные документы, что и для оформления усыновления (справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в браке и документы, удостоверяющие личность).
Для того чтобы подготовить такое заключение, орган опеки составляет акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен составить заключение о возможности быть приемным родителем.
Положительное заключение дает основание для подбора ребенка (детей) в приемную семью. Для этого приемным родителям выдается направление в то учреждение, где находится ребенок.
? Все ли дети, оставшиеся без попечения родителей могут воспитываться в приемной семье?
В отличие от усыновления в приемную семью могут передаваться не только дети, имеющие определенный правовой статус, но и те, у кого родители находятся в заключении, не лишены родительских прав, а по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности. В приемную семью может помещаться и такой ребенок, родители которого находятся в розыске, не имеют определенного места жительства. Дело в том, что срок, на который ребенок передается в приемную семью на воспитание, может быть различен - от 1 месяца и до совершеннолетия ребенка.
Положением предусматривается, что на воспитание в приемную семью могут передаваться не более 8 детей.
Администрация учреждения, в котором находится ребенок, обязана познакомить приемного родителя со всеми имеющимися у них документами ребенка и заключением экспертной комиссии о состоянии его здоровья.
После подбора ребенка приемные родители пишут заявление с просьбой о передаче им на воспитание этого ребенка в орган опеки по месту нахождения ребенка, прикладывая к нему заключение о возможности быть приемными родителями и все перечисленные выше документы.
На этом основании между приемными родителями и органом опеки по месту нахождения ребенка заключается договор о передаче ребенка на воспитание. Если приемные родители берут на воспитание нескольких детей, то такой договор заключается на каждого ребенка отдельно.
Подчеркиваем, что к составлению договора нужно отнестись не формально, несмотря на то, что существует определенная форма. В договоре, кроме срока на который помещается ребенок, обязательно оговариваются условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности органов опеки по отношению к приемной семье, а также условия и последствия прекращения договора.
Приемные родители принимают на себя, как и опекуны, все заботы о ребенке, защите его прав и отстаивании интересов. Они должны обеспечивать ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивать ему всестороннее развитие, уважать человеческое достоинство, заботиться о его здоровье. Особенностью этой формы семейного воспитания является и то, что ребенок имеет право на поддержание контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка и не вредит его нормальному развитию и воспитанию.
Приемные родители, как и опекуны, получают пособия на содержание ребенка и все причитающиеся ему алименты, пенсии, социальные выплаты и гарантии. Сохраняются все жилищные права ребенка. Приемный родитель, как и опекун, обязан тратить эти средства на содержание ребенка, а не на личные нужды. Для этого им рекомендуется в письменной форме вести учет приходов и расходов. Раз в год сведения о том, как израсходованы средства, предоставляются в органы опеки. Никто не вправе изымать сэкономленные в течение года средства.
? В чем же состоит отличие приемной семьи от опеки?
В отличие от опеки и усыновления законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей. Размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей. Так, например, в Самарской области установлена фиксированная оплата, включающая в себя пособие на ребенка и заработок родителей, а в Москве - полная тарифная ставка выплачивается приемному родителю, принявшему на воспитание троих детей.
Кроме договора о передаче ребенка на воспитание, с приемным родителем заключается контракт, работа по которому в соответствии с законодательством засчитывается в общий трудовой стаж. Контракт может заключаться с одним или двумя родителями в зависимости от количества детей, взятых на воспитание.
Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок (в том числе и бесплатных) для детей в санатории, дома отдых и оздоровительные лагеря. Для приобретения продуктов питания семья прикрепляется к базам и магазинам, снабжающим образовательные учреждения.
Органы исполнительной власти
могут выделять приемной семье, создающей крестьянское (фермерское)
хозяйство, в собственность земельные участки, беспроцентные ссуды
для нового строительства или расширения жиля,, выделять долгосрочные
кредиты для развития производственной базы и приобретения техники,
оборудования и другие льготные условия (см. Постановление Правительства
РФ № 829 от 17 июля 1996 г.).
Заключение |
Почему трудно
найти семью обездоленным детям?
Несмотря на то, что Министерство
образования РФ, на которое государство возложило основной груз
ответственности за судьбы детей-сирот, проводит различного рода
мероприятия, усилия по устройству детей в семьи россиян не всегда
неадекватны получаемым результатам. За последние годы сократилось
количество усыновленных и опекаемых детей. Почему?
Ответ, который лежит на поверхности
и возникает сразу же - во всем виновата социально-экономическая
ситуация в стране. Бедность и обнищание, отсутствие средств и
недофинансирование зачастую приводят к тому, что принятые решения,
программы, планы остаются на бумаге.
Безусловно, объективная ситуация
не способствует тому, чтобы россияне взвалили на себя заботы еще
об одном члене семьи.
Однако и в этих жизненных обстоятельствах
находятся люди, желающие стать усыновителями или приемными родителями,
и даже не одному ребенку (об этом свидетельствует статистика).
Но есть и иные причины, тормозящие
развитие семейных форм устройства обездоленных детей в семьи.
? Каковы
же эти причины?
1.Начиная с 1992 года, постоянно
совершенствовались нормативные документы, а позже и статьи Семейного
кодекса, связанные с семейными формами устройства, и особенно
с усыновлением.
Но практика уже показывает несовершенство
недавно принятых законов. Так введение законодательных ограничений
в ст. 127 СК (требование нормативного уровня дохода и ограничения
по жилищным условиям семьи) привело к оттоку россиян со средним
достатком, желающих усыновить ребенка.
Отпугивает часть тех людей, которые
могли бы стать родителями, сложный порядок отбора кандидатов
в усыновители, многоступенчатость и длительность процедуры усыновления
и создания приемной семьи, предусмотренная законом (постановка
на учет как кандидатов, сбор документов, подбор ребенка, суд).
Распространение такой формы устройства
как приемная семья тормозит отсутствие региональных законов, определяющих
размер оплаты труда и льготы, предоставляемые приемной семье,
приводит к тому, что данный институт устройства детей не развивается.
Местные власти "забывают" заложить в бюджет средства
на содержание таких семей, ссылаясь на плохую наполняемость бюджета,
и уповают на то, что о сиротах позаботятся региональные или федеральные
власти.
2. Еще одной причиной-тормозом
является слабая информированность населения о том, что есть дети,
нуждающиеся в семейном уходе. Граждане, желающие взять в семью
мальчика или девочку, фактически не имеют доступа к информации
о детях. В связи
Мы неоднократно убеждались в
том, что население и даже социальные педагоги слабо информированы
о том, что кроме усыновления, над ребенком может быть установлена
опека или создана приемная семья, которая будет не только получать
пособие на опекаемого, но и работать, получая заработную плату.
Именно слабая информированность населения о том, что дети, лишенные
родительской заботы, могут помещаться в семьи на разных условиях,
является еще одной причиной-тормозом.
3. Убеждены мы и в том, что помимо
социально-экономического фактора не последнюю роль играет и личностный.
В тех территориях, где руководитель администрации знаком с сиротскими
проблемами, не забывают в бюджет заложить средства на содержание
приемных семей и опекаемых детей, находятся средства на создание
служб по профилактике и реабилитации сиротства, центров помощи
семье или центров усыновления и опеки. Там, где за решение этого
вопроса берется человек неравнодушный к детским проблемам, энергичный
и смелый, для которого судьбы детей важнее собственной карьеры,
личного времени, видны и результаты.
Как это ни парадоксально, но
специалисты органов опеки не заинтересованы в расширении семейных
форм устройства. Почему? Прежде всего, потому что это приведет
к увеличению объема работы и накладывает дополнительные обязанности
без увеличения заработной платы.
Видимо назрела необходимость
реорганизации деятельности органов опеки. Хотя закон, в котором
это предусматривается, так и не был принят на федеральном уровне.
Отдельные регионы пытаются реализовать основные положения этого
закона, вводя изменения и дополнения в уже действующие законодательные
акты.
Довольно часто встречается субъективизм
специалистов, когда разговор с кандидатом в приемные родители
и работа с ним строится по принципу - нравится - не нравится.
По этой причине процедура устройства в семью подается так, что
кандидаты, испугавшись, отказываются от замысла. Субъективизм
проявляется и при подборе ребенка. Вина ли в этом специалистов?
Нет, это беда, поскольку разработка технологии работы с кандидатами
в приемные родители у нас находится в зачаточном состоянии, не
существуют критерии оценки и отбора.
Нельзя сбрасывать со счетов и
такой фактор, как скрытое сопротивление руководителей детских
учреждений процедуре передачи детей в семьи. Они боятся того,
что учреждение будет недоукомплектовано, а отсюда сокращение кадров,
урезание финансирования. Скрытое сопротивление проявляется в
том, как внешне оформляется процедура встречи кандидатов в детском
доме.
? Можно
ли что-то изменить?
Хотя преобразования стоят денег,
отсутствие финансов, не самая большая проблема. Следует убедить
органы власти всех уровней, что социальное обслуживание наиболее
обездоленных групп населения является одной из самых приоритетных
задач. Нужно доказать руководителям субъекта федерации (с расчетами
и конкретными фактами), муниципальным службам, что передача детей
на воспитание в семьи не требует больших дополнительных затрат.
Нужна реорганизация существующих
служб. Чтобы помочь семьям не расставаться со своими детьми, нужны
специальные заинтересованные социальные службы профилактики,
работу которых направляло бы и координировало государство с опорой
и при поддержке общественности на местах. Необходимо создавать
такие виды социальных услуг как семейные центры, консультации,
службы сопровождения семей, принявших ребенка, оставшегося без
родительской заботы, между которыми четко распределить ответственность
в решении вопросов устройства детей, оставшихся без родительского
попечения. При этом специалисты, которые возьмутся за реализацию
этих задач должны твердо знать, что эти преобразования не оставят
их без работы и средств.
Кроме того, необходима открытость
и информированность населения. Необходимы более открытые процедуры
устройства детей, чтобы эти вопросы не решались одним человеком.
Почему бы вопрос подбора семьи ребенку решать не единолично тому,
кто владеет банком данных, а коллегиально, как это делается в
центрах усыновления, в детском доме № 19.
Нуждается в изменениях система
переподготовки и подготовки новых специалистов, способных осуществлять
подбор, поддержку замещающим семьям разного типа.
Галина Красницкая
Декабрь 2000 г.
*За исключением случаев усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации.