(1) Эти предложения Минобразования не дают никакого специального преимущества именно органам управления образованием; координирующая роль отведена, как и положено, местному органу власти в лице органа опеки и попечительства, существенно усиленному "уполномоченными учреждениями". Сами эти учреждения могут при этом принадлежать любому ведомству, либо даже быть общественной организацией, способной выполнять необходимые функции.
В заключение остановлюсь на весьма острой, особенно для США, проблеме стабильности, постоянства семейного устройства ребенка в замещающей семье ("permanency problem"). С этой точки зрения усыновление/удочерение рассматривается как существенно более приоритетная форма в сравнении с опекой, приемной или патронатной семьей. Однако, известно, что именно процедуры усыновления у нас особенно сложны и "личностно-зависимы", т.е. потенциальный усыновитель целиком и полностью зависит от отношения чиновника, владеющего информацией о детях (см. напр. в публикуемой в этом сборнике статье Г.С. Красницкой). Самарский опыт доказал, что проблемы эти решаемые, делом опровергнув миф о том, что россияне не желают усыновлять, тем самым заодно исправив известную диспропорцию в соотношении внутрироссийского и международного усыновлений, не прибегая при этом ни к каким продиктованным дремучим национализмом искусственным ограничениям для иностранных усыновителей. Итак, что, по нашему мнению, надо сделать, чтобы инициировать передачу детей на усыновление, а также устранить некоторые абсурдные и крайне негуманные (в первую очередь в отношении граждан РФ) требования при международном усыновлении.
Борис Альтшулер