Предисловие

Название сборника "Право на защиту, право на семью" точно отражает суть важнейших рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, адресуемых России как стране-участнице Конвенции о правах ребенка вот уже в течение 7 лет - с 1993 года. Приведем цитаты из Заключительных замечаний Комитета ООН (октября 1999г.) ко второму Государственному периодическому докладу "О реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах":
Комитет ООН выразил озабоченность "случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее", и предложил "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними"; Комитет "с удовлетворением отмечает обязательство, взятое делегацией от имени государства-участника, учредить Управление федерального уполномоченного по правам ребёнка" (Ст. 4 "Заключительных замечаний"); Комитет также рекомендовал "...укрепление роли и полномочий независимых инспекционных механизмов и предоставления им права на проверку без предупреждения" (Ст. 39).
Комитет ООН выразил озабоченность "практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения", и рекомендовал "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" (Ст. 38).
В ст. 67 "Заключительных замечаний" 1999 года выражается "...постоянная и серьёзная обеспокоенность Комитета..." невыполнением его рекомендаций 1993 года о создании системы ювенальной юстиции.
Предлагаемые вниманию читателей документы данного сборника, в сущности, призваны содействовать реализации этих рекомендаций Комитета ООН - в той их части, которая может быть реализована на региональном или местном уровне, а также усилиями общественности (статья Л.П. Кушнир "Организация Правозащитной службы для детей"). Часть II - "Право на семью". Во вводной к этой части статье обсуждаются проблемы усыновления в России и дано краткое описание Пилот-проекта в Новгородской области, являющегося первым шагом в реализации глобальной программы американских неправительственных организаций "Kidsave International" и "Children of the World" по де-институционализации (замене призрения сирот в детских учреждениях - "институтах" на семейное призрение) всех детей мира к 2025 году. Эта Программа публикуется в сборнике. Статья старшего научного сотрудника НИИ детства Российского детского фонда Г.С.Красницкой "Основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей" - это, в сущности, справочное пособие по процедурам и правилам передачи детей под опеку, на усыновление и в приемную семью; в конце статьи также обсуждаются трудности и препятствия к развитию в России семейного устройства сирот и возможные пути их преодоления. Патронат, патронатная семья (в другой терминологии "семейная группа") - новая форма семейного устройства детей, временно или постоянно лишенных родительского попечения, существующая пока в виде экспериментов и законопроектов, кратко описана в вводной статье к Части II и в тексте проекта регионального закона "О гарантиях прав ребенка" (см.: "Пояснительная записка", ст. 1 "Основные понятия" и гл. 7 "Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав детей").

Публикуемый в части III проект типового закона субъекта РФ включает главы, учреждающие разработанную Ассоциацией детских психиатров и психологов целостную региональную систему реабилитации ребенка и "семей риска", региональную службу Уполномоченного по правам детей, систему общественного (общественно-парламентского) наблюдения за соблюдением прав детей. Определенные пояснения по общественному контролю содержатся в публикуемых в качестве приложения к проекту закона тезисах выступления на семинаре Минтруда (05.07.2000), посвященном также теме независимого контроля за соблюдением прав детей. В качестве приложения к проекту закона (к статье 46-3) публикуется также Положение "О реабилитационно-образовательном полисе ребенка инвалида", разработанное Московским общественно-благотворительным "Центром лечебной педагогики". Смысл и цель введения такого полиса в создании "работающего" механизма финансовой поддержки образования и реабилитации ребенка-инвалида, живущего в семье, в преодолении чудовищной диспропорции в финансовых затратах государства на содержание ребенка-инвалида "сданного" родителями в интернатное учреждение и той поддержкой, которую они получают сегодня в том случае, если чувство долга и простая человеческая привязанность не позволили им поступить таким образом.

Я пользуюсь случаем, чтобы выразить признательность и благодарность всем сотрудникам и участникам Программы "Право ребенка", нашим соратникам - Уполномоченному по правам детей Новгородской области Н.А.Лисицыной и сотрудникам детской правозащитной НПО Великого Новгорода "Луч Надежды", нашим американским партнерам из "Kidsave International", коллегам правозащитникам, "неправительственным" защитникам детства и прав детей и представителям государственных структур, с которыми мы плодотворно сотрудничаем.

Б.Л. Альтшулер,

Руководитель Программы "Право ребенка"

О детстве и соблюдении прав детей в РФ можно прочитать, напр., в следующих обзорных докладах:

  1. Ежегодный государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2000 год", Министерство труда и социального развития РФ.
  2. "Дети России на пороге XXI века", Независимый доклад Российского детского фонда, "Дитя человеческое", Специальный выпуск, 4-5-6, 2000.
  3. "Права детей в России" в ежегодном Докладе Московской Хельсинкской группы "Соблюдение прав человека в Российской Федерации, 1999" (Москва, сентябрь 2000г.); обзор подготовлен правозащитной Программой "Право ребенка".
Сайт управляется системой uCoz