Предисловие
Название сборника "Право
на защиту, право на семью" точно отражает суть важнейших
рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, адресуемых России
как стране-участнице Конвенции о правах ребенка вот уже в течение
7 лет - с 1993 года. Приведем цитаты из Заключительных замечаний
Комитета ООН (октября 1999г.) ко второму Государственному периодическому
докладу "О реализации Российской Федерацией Конвенции о
правах ребенка в 1993-1997 годах":
Комитет ООН выразил озабоченность
"случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в
семье, так и вне ее", и предложил "разработать
процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и
жестокое обращение с ними"; Комитет "с удовлетворением
отмечает обязательство, взятое делегацией от имени государства-участника,
учредить Управление федерального уполномоченного по правам ребёнка"
(Ст. 4 "Заключительных замечаний"); Комитет
также рекомендовал "...укрепление роли и полномочий независимых
инспекционных механизмов и предоставления им права на проверку
без предупреждения" (Ст. 39).
Комитет ООН выразил озабоченность
"практикой направления детей, лишенных семейного окружения,
в интернатные учреждения", и рекомендовал "активно
развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных
учреждениях" (Ст. 38).
В ст. 67 "Заключительных
замечаний" 1999 года выражается "...постоянная и
серьёзная обеспокоенность Комитета..." невыполнением
его рекомендаций 1993 года о создании системы ювенальной юстиции.
Предлагаемые вниманию читателей
документы данного сборника, в сущности, призваны содействовать
реализации этих рекомендаций Комитета ООН - в той их части, которая
может быть реализована на региональном или местном уровне, а также
усилиями общественности (статья Л.П. Кушнир "Организация
Правозащитной службы для детей"). Часть II - "Право
на семью". Во вводной к этой части статье обсуждаются проблемы
усыновления в России и дано краткое описание Пилот-проекта в Новгородской
области, являющегося первым шагом в реализации глобальной программы
американских неправительственных организаций "Kidsave
International" и "Children
of the World" по де-институционализации
(замене призрения сирот в детских учреждениях - "институтах"
на семейное призрение) всех детей мира к 2025 году. Эта Программа
публикуется в сборнике. Статья старшего научного сотрудника НИИ
детства Российского детского фонда Г.С.Красницкой "Основные
формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей"
- это, в сущности, справочное пособие по процедурам и правилам
передачи детей под опеку, на усыновление и в приемную семью; в
конце статьи также обсуждаются трудности и препятствия к развитию
в России семейного устройства сирот и возможные пути их преодоления.
Патронат, патронатная семья (в другой терминологии "семейная
группа") - новая форма семейного устройства детей, временно
или постоянно лишенных родительского попечения, существующая пока
в виде экспериментов и законопроектов, кратко описана в вводной
статье к Части II и в
тексте проекта регионального закона "О гарантиях прав ребенка"
(см.: "Пояснительная записка", ст. 1 "Основные
понятия" и гл. 7 "Деятельность органов опеки и попечительства
по защите прав детей").
Публикуемый в части III
проект типового закона субъекта РФ включает главы, учреждающие
разработанную Ассоциацией детских психиатров и психологов целостную
региональную систему реабилитации ребенка и "семей риска",
региональную службу Уполномоченного по правам детей, систему общественного
(общественно-парламентского) наблюдения за соблюдением прав детей.
Определенные пояснения по общественному контролю содержатся в
публикуемых в качестве приложения к проекту закона тезисах выступления
на семинаре Минтруда (05.07.2000), посвященном также теме независимого
контроля за соблюдением прав детей. В качестве приложения к проекту
закона (к статье 46-3) публикуется также Положение "О реабилитационно-образовательном
полисе ребенка инвалида", разработанное Московским общественно-благотворительным
"Центром лечебной педагогики". Смысл и цель введения
такого полиса в создании "работающего" механизма финансовой
поддержки образования и реабилитации ребенка-инвалида, живущего
в семье, в преодолении чудовищной диспропорции в финансовых затратах
государства на содержание ребенка-инвалида "сданного"
родителями в интернатное учреждение и той поддержкой, которую
они получают сегодня в том случае, если чувство долга и простая
человеческая привязанность не позволили им поступить таким образом.
Я пользуюсь случаем, чтобы
выразить признательность и благодарность всем сотрудникам и участникам
Программы "Право ребенка", нашим соратникам - Уполномоченному
по правам детей Новгородской области Н.А.Лисицыной и сотрудникам
детской правозащитной НПО Великого Новгорода "Луч Надежды",
нашим американским партнерам из "Kidsave
International",
коллегам правозащитникам, "неправительственным" защитникам
детства и прав детей и представителям государственных структур,
с которыми мы плодотворно сотрудничаем.
Б.Л. Альтшулер,
Руководитель Программы "Право
ребенка"
О детстве и соблюдении прав детей
в РФ можно прочитать, напр., в следующих обзорных докладах:
- Ежегодный государственный
доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2000 год",
Министерство труда и социального развития РФ.
- "Дети России на пороге
XXI века", Независимый
доклад Российского детского фонда, "Дитя человеческое",
Специальный выпуск, 4-5-6, 2000.
- "Права детей в России"
в ежегодном Докладе Московской Хельсинкской группы "Соблюдение
прав человека в Российской Федерации, 1999" (Москва, сентябрь
2000г.); обзор подготовлен правозащитной Программой "Право
ребенка".
Сайт управляется системой
uCoz