О.О. Миронову,

Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации

103084, Москва, Мясницкая ул., дом 47

14 февраля 2000 г.


Глубокоуважаемый Олег Орестович,
Разрешите, во-первых, выразить полную поддержку Вашему принципиальному заявлению в защиту Андрея Бабицкого и тем самым - в защиту России, как "правового государства, государства, где человек должен быть защищен от произвола кого бы то ни было, в том числе, и от произвола властей". Надо надеяться, что Палаты Федерального Собрания РФ, а также Генеральная прокуратура РФ, рассмотрят вопрос об ответственности должностных лиц (независимо от их положения в иерархии органов исполнительной власти), причастных к выдаче журналиста структурам, официально признанным криминальными. Полагаем, что недавние обращения Елены Боннэр к Парламентской Ассамблее Совета Европы и Бориса Альтшулера к Генеральному Секретарю ООН с призывом уделить самое серьёзное внимание делу Андрея Бабицкого также в интересах сохранения России, как государства, в котором гарантированы гласность и соблюдение основных прав человека.

Теперь о главной теме данного письма. Масштаб человеческой трагедии (в т.ч. трагедии детей - жертв вооруженного конфликта) в Чечне и прилегающих регионах требует принятия чрезвычайных мер помощи. И тут авторитетное мнение Уполномоченного по правами человека в РФ может оказаться решающим. Мы считаем необходимым подчеркнуть следующие насущные потребности:

1) Необходимость расширения деятельности международных гуманитарных организаций, в т.ч. на территории Чеченской республики. Несмотря на усилия, предпринимаемые по линии МЧС и ФМС, многие поистине кровоточащие проблемы не решаются:

- Существует острая нехватка детского питания, гигиенических средств для младенцев, хирургического оборудования, медикаментов, в т.ч. лекарств для хронических больных (инсулина для диабетиков и т.п.); тысячи детей живут в неприемлемых условиях как в частном секторе, так и в лагерях беженцев, среди них немало больных и раненых.

- Огромная проблема - отсутствие учета сирот; неопределенность юридического статуса таких детей не позволяет оформлять опеку, вследствие чего принявшие их семьи лишены возможности получать опекунские пособия.

- В результате разрушений инфраструктуры и жилищного фонда в практически безвыходной ситуации зачастую оказываются те, кто решил вернуться домой; в особо тяжелом положении - жители Грозного и те, кого насильно вернули в Чечню (лагеря в Серноводске и Ассиновской). - Следует указать также на отказы в регистрации по форме №7 (статус лица, вынужденно покинувшего своё место постоянного проживания) людям, бегущим из т.н. "зон безопасности" Чечни. Такое ограничение, очевидно, нарушает гарантированное Конституцией РФ право на жизнь, а также неприемлемо ещё и потому, что до сих пор деятельность УВКБ ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, других зарубежных гуманитарных организаций была ограничена, главным образом, прилегающими к Чечне регионами, поскольку правительства Ингушетии и Дагестана своевременно обратились в ООН и к мировому сообществу с просьбой оказания гуманитарной помощи. Крайне необходимо, чтобы с такой официальной просьбой в ООН обратились также и власти Чеченской республики, и Правительство РФ - в плане реализации принципиальной договоренности, достигнутой, как сообщалось в СМИ, на недавних переговорах в Москве и.о. Президента РФ Владимира Путина и Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана.

2) Необходимость развертывания полевых госпиталей. Сотни искалеченных войной детей находятся в больницах Ингушетии и Чечни, не имея необходимых условий для лечения. Среди прочих проблем - нехватка врачей, персонала. Медпункты и кабинеты, созданные на территории Чечни и Ингушетии международной неправительственной гуманитарной организацией "Врачи мира", не могут решить всех проблем, о чем говорят и сами представители этой организации. Как сообщается, МЧС и Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" приступили к созданию полевых госпиталей. Но раненые дети нуждаются в немедленном квалифицированном лечении; ситуация настолько серьёзна, что Россия не имеет морального права не обратиться за помощью к ООН и другим международным организациям.

3) Необходимость обеспечения безопасности и создания режима "прозрачности". Проблемы безопасности, гласности и ответственности за допускаемые злоупотребления неотделимы друг от друга. (Об этом говорится также и в документах Уполномоченного по правам человека, посвященных фактам применения насилия и другим нарушениям прав россиян со стороны сотрудников правоохранительных органов). Сегодня Чечня - зона закрытая для независимой от властей прессы, и вообще для какого-либо независимого контроля за деятельностью силовых структур. А значит - это зона повышенной опасности как для населения республики, в т.ч. для детей, так и для представителей российских или международных гуманитарных организаций. Необходимо немедленно отменить ограничения на доступ на территорию Чеченской республики журналистов и независимых наблюдателей, усилить деятельность военной прокуратуры и Управления собственной безопасности МВД. Это тем более важно в условиях официально признанной партизанской войны, т.к. режим "прозрачности", очевидно, затруднит использование боевиками мирного населения в качестве "живого щита" - с одной стороны, а также применение федеральными силами карательных мер - с другой.

Нам известны Ваши выступления по вопросам соблюдения прав человека в ходе "антитеррористической операции". Ситуация, однако, становится всё более тяжелой, и мы надеемся, что высказанные выше соображения могут оказаться Вам полезны.

С уважением:

Борис Альтшулер,

Член Президиума Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ,
Член Московской Хельсинкской группы,
Руководитель Программы "Право ребенка" и НПО "Движение без границ",
Член Правления Российского исследовательского Центра по правам человека.

Анатолий Северный,

Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ,
Президент Ассоциации детских психиатров и психологов.

На предыдущую страницу
На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz