О.О. Миронову,

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
В Отдел по связям с субъектами РФ и неправительственными правозащитными организациями

Введение
Резюме
Контроль и ответственность
Административные меры
Законодательные меры
Смена оценок и ориентиров
Меры по совершенствованию работы судебной системы

Уважаемый Олег Орестович,
Уважаемые господа,
В начало

В ответ на Вашу просьбу принять участие в подготовке специального доклада Уполномоченного по правам человека по теме "Об имеющих место нарушениях прав граждан сотрудниками милиции при исполнении ими служебных обязанностей по борьбе с преступностью и охране общественного порядка" направляю Вам свои соображения о путях решения этой проблемы. Я не буду останавливаться на обосновании её актуальности. Это сделано в соответствующих документах и заявлениях Уполномоченного по правам человека, правозащитников (в т.ч. Программы "Право ребенка"), Постоянной Палаты по правам человека; обращу внимание также на фундаментальное исследование американской правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч" - выпущенный в ноябре 1999 г. доклад "Признание любой ценой. Пытки в российской милиции".

Резюме.
В начало

Причины этого трагического явления достаточно глубоки и имеют двоякий характер:

- Отсутствие эффективных инструментов контроля и ответственности.

- Прямая служебная заинтересованность в получении признания, поскольку это улучшает главный оценочный показатель работы милиции - "раскрываемость". (Руководство МВД наказывает начальников тех органов милиции, где этот показатель недостаточно высок, а значит фактически наказывает за недостаточное усердие в получении признательных показаний и устранении "висяков").

Соответственно приведенный ниже перечень административных и законодательных актов, необходимых, как мы полагаем, для решения проблемы, состоит из двух разделов.

Контроль и ответственность.
В начало

"Я вижу, почему ваша система буксует. Потому что там никто не проверяет другого. А здесь постоянно кто-то кого-то проверяет. Постоянно. Надо мной стоят ещё 40 детективов из разных бюро, которые могут меня посадить в тюрьму, если я что-то неправильно сделаю. У вас нет этого". - Из интервью нью-йоркского полицейского Питера Гриневского газете "Московские новости", 22 июня 1994г. Летом 1996 года, после многолетних усилий была создана Европейская полиция; и тут же создаётся специальный орган, который должен следить, чтобы "Европол сам не преступал законы и не нарушал права человека" ("Известия", 24 июля 1996г., стр.3). "Безусловно полное искоренение фактов нарушений дисциплины и законности требует создания принципиально нового контрольно-профилактического механизма." - Из ответа Заместителя министра МВД генерал-полковника юстиции И.Н.Кожевникова (05.02.1999. №1/2062) на Обращение Уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова к министру внутренних дел С.В.Степашину о фактах применения насилия и жестокого обращения с подследственными при производстве дознания, оперативно-розыскных действий и предварительного следствия (29.12.1998). (Цитируется по докладу организации "Хьюман Райтс Вотч"). Следующие меры могут, повидимому, обеспечить должный режим "прозрачности" и ответственности:

Административные меры:
В начало

1) Вывести Управление собственной безопасности МВД за штат этого министерства, укрепив его свежими, не связанными с МВД кадрами. (В США на работу в подобные наблюдающие за полицией оперативно-розыскные структуры принимаются лишь те, кто ранее никогда не работал в полиции и у кого нет родственников, работающих там). Обязать сотрудников этого Управления реагировать на любые противозаконные действия, в т.ч. и на нарушения прав личности, допускаемые в правоохранительных органах. Вызывают опасения появившиеся в прессе сообщения (правда, потом опровергнутые и.о. Президента) о планах переподчинения Управления собственной безопасности МВД лично Президенту РФ. Демократические системы потому и "непреходящи" (как пишет В.В. Путин в своей статье "Россия на рубеже тысячелетий"), что там системы контроля и прозрачности не привязаны к конкретному лицу, а работают в перекрестном режиме - "на автомате".

2) Обязать всех сотрудников правоохранительных органов, а также медицинский и иной персонал, во время исполнения служебных обязанностей иметь на себе таблички с указанием имени и/или личного номера.

3) "Коллегии адвокатов и МВД должны предпринять шаги для обеспечения присутствия дежурного независимого адвоката в каждом отделении милиции в рабочие часы..." (цит. По Докладу "Хьюман Райтс Вотч", стр. 21).

4) "Правительство и МВД должны разработать билль о правах задержанных... Сотрудникам милиции должно быть дано указание о предоставлении текста билля о правах любому лицу, которое они задерживают или вызывают для дачи объяснений. Этот же текст должен быть помещен на видном месте во всех местах содержания под стражей или помещениях для допроса" (цит. По Докладу "Хьюман Райтс Вотч", стр. 19-20).

5) "Жалобы о применении пыток ни при каких условиях не должны расследоваться лицами, ведущими следствие по соответствующему уголовному делу в отношении обратившегося. Последнего также нельзя направлять к начальнику подразделения, на сотрудников которого подана жалоба. Желательно, чтобы такие обращения проверялись прокуратурой соседней области, города или района или вышестоящей прокурорской инстанцией" (цит. По Докладу "Хьюман Райтс Вотч", стр. 23).

Законодательные меры:
В начало

6) Поддержать Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав заключенных и содействии общественных объединений работе органов и учреждений, где содержатся заключенные". Этот подготовленный правозащитниками и Палатой по правам человека, поддержанный Уполномоченным по правам человека в РФ и внесенный в Госдуму по инициативе Валерия Борщева проект закона был одобрен Думой, но под давлением структур исполнительной власти отклонён Советом Федерации в ноябре 1999г. И только страстное выступление Валерия Борщева в Совете Федерации предотвратило его окончательное отклонение, - сенаторы снизошли до создания Согласительной комиссии.

Необходимость создания Общественной инспекции мест содержания под стражей и мест заключения - лишь одна из сторон многоплановой и очень глубокой проблемы. "Светотерапия", "прозрачность", независимая инспекция необходимы для преодоления правовых, финансовых и прочих злоупотреблений во всех звеньях государственного организма. Те или иные системы "общественных сторожевых собак" являются неотъемлемой частью гражданского общества в странах развитой демократии, но пока не известны в России (подробнее см. статью "Иммунные системы государства", "Независимая газета", 28.04.1999). Предметом общественного или общественно-парламентского контроля может и должно быть не только соблюдение прав "обеспечиваемых" в госучреждениях (в местах заключения, детских домах, домах престарелых и инвалидов), но и выявление нецелевого использования бюджетных средств, независимый аудит по выяснению причин невыплат пенсий и детских пособий и т.п. Общественный (общественно-парламентский) контроль - важная составляющая иммунных систем государства, без которых, в сущности, невозможно функционирование государственного организма. Соответствующие законодательные инициативы должны иметь достаточно принципиальный характер, в т.ч. включать поправки к Конституции, расширяющие контрольные полномочия представительных органов власти, а также поправку к Конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", разрешающую Уполномоченному назначать общественных инспекторов.

Смена оценок и ориентиров
В начало

Административные меры:

7) Отменить оценку эффективности работы милиции по показателю "раскрываемости", который вынуждает скрывать реальный уровень преступности (отказы в регистрации преступлений) и фальсифицировать "раскрытие" зарегистрированных преступлений.

Законодательные меры:

  1. Принятие нового уголовно-процессуального кодекса, гарантирующий состязательность процесса, презумпцию невиновности.
  2. Реформа прокуратуры - отказ от совмещения надзорных и правоохранительных функций прокуратуры.
  3. Реформа следствия - переход к существовавшей в России до 17-го года системе независимых "следственных судей".

Цель всех этих реформ, с точки зрения соблюдения прав задержанных и подследственных, проста - создать систему, при которой всякое нарушение закона и процессуальных норм будет "работать" против обвинения, сделает применение недозволенных методов невыгодным для обвиняющей стороны. В достижении этой цели огромная роль принадлежит суду, как той инстанции, за которой "последнее слово" в определении виновности или невиновности.

Меры по совершенствованию работы судебной системы.
В начало

11) Расширение деятельности суда присяжных.

12) "Прозрачность" судопроизводства и третьей власти в целом.

Судебная реформа 1991-92 гг., обеспечив реальную независимость судей, не создала механизмов их ответственности и преодоления корпоративной замкнутости, что, как известно, привело к самым тяжелым последствиям. Следующие меры могут, по видимому, способствовать исправлению положения, не посягая при этом на высший принцип независимости суда:

12 а) Законодательное введение системы общественных наблюдателей в судах - по примеру Швеции и ряда других стран.

12 б) Расширение состава судейских квалификационных коллегий за счёт включения в них депутатов либо других уважаемых лиц, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К СУДЕЙСКОМУ СОСЛОВИЮ.

С уважением

1 февраля 2000 г.

Борис Альтшулер,

Член Президиума Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ,
Член Московской Хельсинкской группы,
Руководитель Программы "Право ребенка",
Член Правления Российского исследовательского Центра по правам человека.





В начало
На предыдущую страницу

Сайт управляется системой uCoz