Права человека: голосуй или проиграешь

Очень многие, а, может, почти все россияне считают, что Госдума орган бесполезный и безвластный, от её состава ничего не зависит и все, происходящие в стране безобразия делаются чиновниками и олигархами, связанными с Президентом или Правительством. Скажу сразу: за депутатов обидно. За их думское большинство, благодаря которому Россия вместо реформ и развития - как это происходит в Восточной Европе - получила новый застой, экономическую деградацию и незащищенность каждого россиянина от произвола госорганов всех уровней. Результатом этой роковой недооценки степени влияния решений Госдумы на нашу повседневную жизнь является пассивность избирателей, особенно молодежи. А пассивность эта неизбежно приводит к тому, что решения главного представительного органа власти страны снова будут определяться большинством, сформированном из "начальников", тысячью нитями связанных с чиновниками исполнительной власти. При этом, в отличии от некоторых московских "умников", я заведомо отказываюсь приписывать эту ошибку россиян каким-то специфическим человеческим качествам, неспособности разобраться, неумению постоять за себя. Пассивность, невозможность сознательно участвовать в выборах являются следствием вполне объективной болезни нашей недоразвитой демократии - катастрофической неинформированности граждан России, избирателей о том, что происходит в Федеральном собрании, как вчера проголосовал их депутат, сколько времени он проводит в буфете и т.п. В странах развитой демократии каждое голосование каждого депутата - это сенсация номер один, обсуждаемая на первых полосах местных газет той территории, которую он представляет; еще более активно обсуждаются позиции политических партий и фракций по тем или иным насущным вопросам. У нас же именные листы результатов голосований прессе не выдаются, да и сами представители уважаемых СМИ, мне кажется, не очень этим интересуются. А ведь как было бы интересно узнать:

- Кто конкретно голосовал за ограничения в допуске прессы к информации о работе Госдумы?

- Имена и партийные принадлежности тех, кто своими голосами назначают самим себе всевозможные материальные льготы и выплаты? (В связи с этим предлагаю простейший способ обеспечения всеобщего благосостояния в России: избрать всех россиян народными депутатами).

- Какие депутаты проголосовали 5 ноября с.г. против включения в бюджет 100 млн. рублей на развитие малого бизнеса? Кто лично проголосовал за принятые Госдумой в августе с.г. изменения к Налоговому кодексу, позволяющие налоговикам заблокировать работу предприятия на неопределённое время? И в целом, по чьей конкретно вине в течение многих лет остается неизменным репрессивное в отношении производства, загоняющее экономику в "тень" налоговое законодательство? Есть депутаты - от фракции "Яблоко" и некоторые другие, которые добиваются проведения необходимых спасительных изменений налоговой политики; но они в меньшинстве. А "красные директора" заводов, где рабочие месяцами и годами не получают зарплаты, атомных электростанций - банкротов и т.п. возят друг другу пачки стодолларовых купюр чемоданами. Вот он реальный теневой бартер, законодательное прикрытие которому осуществляет избранное нами думское большинство.

- Хотелось бы знать также поименно могильщиков законодательных инициатив по контролю за вывозом из страны капитала, и какие фракции Госдумы уже много лет бойкотируют принятие реально действующего закона о банкротстве. Не менее интересно узнать почему депутатское большинство так покорно утверждает закрытые от самих депутатов многомиллиардные статьи военного бюджета. (Сравните с бурями и битвами в Конгрессе США при обсуждении статей их военного бюджета). И это несмотря на богатую информацию о сверхдорогих генеральских дачах, о "левом" бизнесе на оружии и т.п., и при том, что пенсионеры умирают от отсутствия дешевых лекарств, а детские пособия и студенческие стипендии не выплачиваются годами. КТО РАССКАЖЕТ НАРОДУ ОБ ЭТИХ ПОДВИГАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ПОИМЕННО НАЗОВЁТ ГЕРОЕВ?

Очень важно было бы также узнать почему председатель думского Комитета по законодательству А. Лукьянов (КПРФ) и его зам. В. Киселев (ЛДПР) отложили в долгий ящик проект закона "О внесении в некоторые законодательные акты РФ изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы", предложенных ГУИН Минюста и поддержанный правозащитниками. Эти поправки предполагают резкое сокращение тюремного населения России, конечно, за счет "сидельцев" по легким, не опасным для граждан обвинениям; таких в общей - более чем миллионной - армии заключенных России большинство. Обо всем этом говорилось 17 ноября на открытии выставки "Человек и тюрьма", организованной в политехническом музее в Москве "Центром содействия реформе уголовного правосудия". Представители ГУИН проинформировали при этом, что категорическими противниками отказа от карательного подхода в судопроизводстве выступают МВД, ФСБ, прокуратура, а также высоколобая профессура из Института государства и права. Именно благодаря им, а также некоторым депутатам Госдумы, стране угрожает новый "туберкулезный Чернобыль", который может "взорваться" в любую минуту. И тогда, как говорит Лебедь, "мало не покажется". Впрочем, сам Александр Иванович постоянно выступает "за ужесточение наказаний", совершенно забыв о своем главном лозунге во время избирательной кампании 1996 года: "контроль и ответственность".

Что касается личной безопасности и соблюдения прав человека, то здесь тоже есть вопросы. И главный вопрос: почему сами правоохранительные органы, от состояния которых, очевидно, зависит все - порядок и беспорядок, криминальная обстановка, масштаб коррупции и то, сколько наших детей погибает от употребления наркотиков, - почему эти самые органы всегда остаются вне досягаемости какого-либо независимого контроля. Об избиениях, пытках и фальсификациях уголовных дел ради устранения "висяков" и улучшения пресловутого показателя "раскрываемости" известно всем. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации буквально завален жалобами такого рода; в связи с этим он направил весной с.г. письмо тогдашнему Председателю правительства. Но воз и ныне там. А законодатели могли бы решить этот комплекс проблем, как говорится, "за пол часа". Есть способы, есть мировой опыт контроля за полицией и опыт таких критериев ее работы, которые делают бесполезными и даже вредными для обвинения любые нарушения прав задержанных и заключенных. Необходимые законодательные предложения неоднократно вносились рядом депутатов меньшинства. И естественно проваливались большинством Госдумы, которое ВСЕГДА УСТУПАЕТ давлению МВД, прокуратуры и других органов, никак не заинтересованных в независимом просвечивании своей деятельности. И, может быть, самое страшное и безнравственное во всей этой ситуации, что в результате царящей бесконтрольности и безответственности ущемленными, "репрессированными" оказываются честные и добросовестные сотрудники правоохранительных органов (а таких, конечно, немало, о чем свидетельствует, в частности, и опыт работы нашей Программы "Право ребенка"); в то время как нечестным работать в таких условиях удобно и выгодно.

И вот, благодаря титаническим усилиям депутата Госдумы и члена Московской Хельсинкской группы Валерия Борщева, а также благодаря поддержке Уполномоченного по правам человека в РФ Олега Миронова, случилось чудо. - Госдума в начале ноября абсолютным большинством принимает Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав лиц, находящихся в местах изоляции...". Но тут свое антинародное слово не преминул сказать Совет Федерации (т.е. фактически губернаторский избирательный блок "Отечество-Вся Россия" - ОВР), который, уступив сильнейшему давлению правительственных структур, закон отклонил. По-счастью, отклонил не окончательно, сейчас создана согласительная комиссия. Но произошло это только после страстного выступления Валерия Борщева в Совете Федерации. ПОЧЕМУ ЭТИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ НЕ ОСВЕЩАЮТСЯ В СМИ? Впрочем, предъявлять претензии к журналистам - последнее дело; у прессы свои законы и нам самим - читателям не надо забывать, что только наш спрос способен породить их предложение.

Что касается общественного контроля и ОВР, то тут уместно сказать, что еще два года назад в ответ на наше - Программы "Право ребенка" обращение к Президенту РФ о необходимости введения системы независимого контроля "без предупреждения" за соблюдением прав детей в детских учреждениях мы получили категорическое "НЕТ" за подписью Екатерины Лаховой, которая сейчас соединилась с Юрием Лужковым в "Отечестве". А сам Юрий Михайлович ни разу не откликнулся на наши многочисленные к нему обращения о чудовищных нарушениях прав детей в московских детских учреждениях и о необходимости создания независимых "вторгающихся" общественных инспекций. "Кто это придумал, чтобы общественность контролировала государственные учреждения?!!", - совершенно искренне возмущалась замнач. Комитета образования Правительства Москвы Любовь Селявина при обсуждении 26.11.98 на руководимой Валерием Борщевым Палате по правам человека постоянного политического консультативного совета при президенте РФ представленного Программой "Право ребёнка" проекта закона "Об общественно-парламентском контроле за соблюдением прав несовершеннолетних в РФ". А Егор Строев на наше аналогичное обращение вообще ничего не ответил, хотя обращение Программы "Право ребенка" к Совету Федерации, как мы знаем, читал лично. Вот и спрашивается, кого они защищают, отвергая "с порога" саму идею создания общественных механизмов прозрачности деятельности госслужащих.

Впрочем, Москва - не исключение, сигналы о злоупотреблениях, жестоком обращении с детьми поступают в нашу "Правозащитную службу для детей" также из Московской области и из других регионов. И дети - не исключение. Царствует произвол - региональный, судейский, следственный и т.п. Права человека - социальные, экономические, гражданские - нарушаются у нас повсеместно и конца этому не видно. Нет, это не демократия. Ни в одной демократической стране мира не потерпели бы и сотой доли того беспредела, что у нас творится. И что обидно, что отличие общественных формаций самое минимальное и в одном пункте: у них чиновник боится, а у нас ему бояться практически нечего, т.к. всё "схвачено", все, кому надо, друг с другом договорились. "Я вижу, почему ваша система буксует. Потому что там никто не проверяет другого. А здесь постоянно кто-то кого-то проверяет. Надо мной стоят ещё 40 детективов из разных бюро, которые могут меня посадить в тюрьму, если я что-то неправильно сделаю. У вас нет этого"; "В США есть специальная полиция, единственная задача которой сажать в тюрьму полицейских, берущих взятки (а также, нарушающих права человека, - Б.А.)" - из интервью американского полицейского русского происхождения, отслеживающего русскую мафию в Нью-Йорке, "Московские новости", 22.06.94. Необходимо добавить, что Управление собственной безопасности МВД РФ заведомо не способно полноценно осуществлять возложенные на него оперативно-розыскные контрольные функции, поскольку принадлежит самому инспектируемому ведомству. Первоочередной мерой, наверно, должно быть: выведение этого Управления за штат МВД и укрепление его не связанными с МВД кадрами. (А также немедленная отмена оценки работы милиции по "раскрываемости"). И давайте не будем комплексовать, а признаем простую истину: контролировать надо всех, потому что природа человека везде одинакова, безнаказанность везде и сразу приводит к ужасным последствиям. Отличие России в том, что у нас ещё не созданы инструменты контроля и ответственности, являющиеся непременным атрибутом любого демократического государства.

Демократия - это плюрализм контроля, "прозрачность" (по-английски "transparency" - ключевое для демократического государства слово, пока ещё совсем не вошедшее в российский обиход), и ничего лучшего человечество пока не придумало. Можно ли учредить такое в России? Наш ответ: "Да, можно", поскольку мы в своей практической правозащитной деятельности такой контроль (в том числе визиты БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ) уже осуществляем де-факто, почему и удаётся помогать людям, развязывать немыслимые узлы. Посмотрите на нескончаемые очереди в Комитет солдатских матерей России в Лучниковом переулке. Также и в "Центр содействия реформе уголовного правосудия", Фонд "Право матери", "Право ребёнка", в другие группы в прошлом Московского, а после перерегистрации Российского Центра по правам человека обращаются люди со всей страны, исчерпавшие все иные возможности защитить свои права, случается и право на жизнь. Как сделать так, чтобы защита прав человека, независимый контроль за соблюдением прав человека стали нормой нашей жизни везде - "От Москвы до самых до окраин"?

Ответ: отказать начальникам и их ставленникам в депутатском мандате, обеспечить на практике столь необходимое для функционирования демократического правового государства и для нашей нормальной жизни разделение исполнительной и представительной властей. Предстоящие выборы в Госдуму дают уникальный шанс постараться такое разделение властей создать, для чего надо лишь, образно говоря, НЕ ПРОПУСТИТЬ НАЧАЛЬНИКОВ В ДЕПУТАТЫ.

Борис Альтшулер,

Член МХГ,

Руководитель Программы "Право ребенка" Российского исследовательского Центра по правам человека.

17 ноября 1999 г.

Сайт управляется системой uCoz