Уважаемый Президент, уважаемые депутаты
Государственной Думы и Совета Федерации, Председатель Правительства
РФ, члены Правительства,
Этим обращением мы просим Вас обратить внимание на необходимость выполнения Российской Федерацией рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка в части создания специализированного правосудия для несовершеннолетних, создания действенных механизмов по рассмотрению жалоб детей, обеспечения проживания каждого ребенка в заботливой семейной среде и развитие форм семейного устройства, альтернативных помещению детей в учреждения, и создания благоприятного климата для развития гражданских инициатив в интересах детей. Эти важнейшие приоритеты указаны в Итоговом документе нашей Конференции.
Вопрос, в сущности, ставится очень просто:
в стране, что касается детства, есть две проблемы: (1) кризис
семьи и (2) недостаточная эффективность работы госструктур, ответственных
за решение проблем детства (последнее, очевидно, обусловлено
как отсутствием должной прозрачности и ответственности в их деятельности,
так и традиционной монополизацией всей необходимой работы и разделением
ответственности за ребенка между различными ведомствами). Создание
институтов общественного контроля (в т.ч. контроля БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
УВЕДОМЛЕНИЯ руководства инспектируемых учреждений - так написано
в документах Комитета ООН), а также включение в реабилитационно-профилатическую
работу с семьей всего пока неиспользуемого потенциала гражданского
общества России - задачи первостепенной государственной важности.
И так же как для появления весенней листвы необходимо потепление,
так и для развития гражданских инициатив необходимо принятие
законов о государственном социальном заказе и о поощрении соответствующей
благотворительности.
В плане практическом мы также призываем:
1) Поддержать разработанные в Министерстве образования законодательные инициативы, направленные на коренную смену приоритетов и существенное усиление потенциала работы местного органа власти по работе с семьей и по семейному устройству нынешних воспитанников детских учреждений. Плодотворность и экономичность такого подхода доказал Самарский опыт, важнейшие решения в этом направлении приняты недавно в Новгородской области. На коллегии МВД РФ 15 марта с.г. в связи с развитием детской наркомании и правонарушений снова говорилось о грядущей национальной катастрофе и о том, что главным "поставщиком" этих проблем остается неблагополучие семьи, которое, очевидно, является также корневой причиной демографического кризиса, детской безнадзорности и социального сиротства. Решить эту глобальную проблему усилиями только органов социальной защиты заведомо невозможно. Сейчас в детских учреждениях органов образования работают сотни тысяч специалистов, занятых исключительно обслуживанием детей, изъятых из общества; реализация указанных законодательных предложений позволит местным органам власти практически незатратно подключить к решению проблем семьи и эту "армию", и зарекомендовавшие себя профессионально гражданские инициативы, и создать действительно эффективные инструменты социального сопровождения "семей риска".
2) Поддержать инициативы Министерства
труда и социального развития по созданию региональных и местных
уполномоченных по правам детей и систем общественного контроля
за соблюдением прав детей. Важнейшие
шаги по развитию этих инициатив приняты недавно в Новгородской
области; принципиально важно поддержать рассматриваемый сейчас
в Госдуме закон "Об общественном контроле за обеспечением
прав лиц, находящихся в местах изоляции...", необходимо инициировать
принятие аналогичного закона по общественному контроля за соблюдением
прав детей и по созданию Службы Федерального Уполномоченного по
правам ребенка.
С уважением,
Б.Л. Альтшулер,
Л.П. Кушнир,
С.И. Пронина,
Л.М. Паперно
РОО "Право ребенка"