Организация Правозащитной службы для детей.
Опыт работы, методические рекомендации и советы



Введение В начало
Сегодня ребёнку, оказавшемуся в критической жизненной ситуации, обратиться с жалобой на нарушение своих прав практически некуда, несмотря на законы, гарантирующие его право на защиту, и обилие организаций в разных ведомствах, которые должны это законное право реализовывать и охранять. Беда в том, что механизм реализации этих прав не разработан, как не разработана система подачи жалоб детьми на жестокое или унижающее обращение. Ещё 7 лет назад Комитет ООН по правам ребёнка указал на это России, но "воз и ныне там". Выход видится один: необходимо "разбудить" общественное сознание и самим принять меры к спасению наших детей. "Правозащитная служба для детей" - это один из реальных и эффективных способов защитить права ребёнка в нынешней ситуации российской действительности. "Правозащитная служба" - это то место, куда может прийти с жалобой , позвонить или написать каждый ребёнок или взрослый и получить реальную правовую помощь. Опытом организации и работы такой службы мы рады поделиться со всеми заинтересованными людьми.

1. Организационная работа.
В начало

Работа в общественной организации имеет свою особенность - мы приходим сюда по велению сердца, когда понимаем, что созрели для активных гражданских действий.

Как и во всяком большом и важном деле, в организации работы по правовой защите детей важную роль играет подбор кадров - группы единомышленников. Тут основное - не количество участников, а их личностные качества. Это должны быть люди самоотверженные, грамотные, неравнодушные, коммуникабельные, умеющие работать в команде. Хорошо, если вы привлечете специалистов: юриста, педагога, психолога, социального работника, бухгалтера. Каждый сотрудник, независимо от выполняемой работы, должен ощущать себя членом единой команды, осуществляющей одно общее важное дело. И успех дела - это всегда результат общих усилий.

Детские проблемы, как правило, многогранны, переплетены, и на правовом поле их разделить невозможно. Все дети нуждаются в защите в той или иной мере. Мы можем выделить группы "особого риска": дети сироты, в том числе социальные сироты (дети, оставшиеся без попечения, при живых родителях), дети-инвалиды, дети, подвергшиеся насилию в семье или в учреждении, безнадзорные, беспризорные дети, словом, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Все они попадут в поле Вашего зрения, если Вы на начальном этапе работы сумеете собрать как можно более полную информацию о положении детей в регионе:

Обязательно разберитесь в типах этих учреждений и их ведомственной подчиненности. Например, дома ребенка находятся в ведомстве Министерства здравоохранения, детские дома и вспомогательные школы, специальные школы для детей-правонарушителей - в ведомстве Министерства образования, интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями - в ведомстве Министерства труда и социального развития. В этом необходимо разбираться, чтобы понять, во-первых, одну из причин многих бед детей - разобщенности этих ведомств, во-вторых, знать, куда обращаться в случае нарушения прав детей в этих учреждениях, в - третьих, это поможет в работе по преодолению разобщенности названных ведомств.

Получить информацию старайтесь "из первых рук", обязательно посетите детские учреждения, семьи. Кроме того, установите контакты с государственными учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, с подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, с органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими представителями местной власти. Заявите о своем горячем желании помогать им решать проблемы детства в регионе, убедите в необходимости и полезности Вашей работы. Конфронтация с чиновниками, местной властью загубит дело изначально - необходимы диалог, взаимодействие, сотрудничество.

Опирайтесь на заведомо надежных людей. Находить их можно благодаря личным контактам. Личные контакты - один из важнейших методов работы правозащитника. Ведь состав чиновников неоднороден: среди них, к сожалению, есть те, кто нарушает права и законные интересы детей, но в большинстве своем эти люди стоят на защите законных прав детей. Они - Ваши союзники и всегда поддержат Вас. Осуществляется взаимодействие в ходе встреч, бесед, делового общения.

Очень важно с самого начала работы выйти на контакт с общественными организациями вашего и других регионов, узнать направление деятельности, изучить их опыт, рассказать о себе, выразить готовность к сотрудничеству. Чем больше у Вас контактов с организациями, занимающимися проблемами детства, чем они теснее, чем больше информации о деятельности той или иной организации, тем быстрее и эффективнее Вы сможете помочь детям, нуждающимся в защите.

В нашей приемной женщина с двумя маленькими детьми. Она приехала в Москву из Читинской области, оставив дома еще троих несовершеннолетних детей. Ущемлены их жилищные права, кроме того, два года она не получает зарплату и пособия на детей. Мать и дети истощены, запасы продовольствия, которое собрали им в дорогу односельчане, закончились.

В течение 10 дней нам удалось решить все проблемы этой многодетной семьи благодаря имеющимся у нас тесным контактам с общественными и государственными организациями.

Не обойтись Вам без библиотечки правозащитника. В нее войдет прежде всего юридическая литература: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, желательно с комментариями, Законы и Постановления, направленные на реализацию в РФ положений Конвенции ООН о правах ребенка. Должна быть и методическая литература, раскрывающая технологию работы с детьми выбранной Вами категории. Собирайте публикации в СМИ по интересующей Вас проблеме, научные разработки, учебники, хрестоматии и т.п. Стремитесь участвовать в обучающих семинарах, в конференциях, круглых столах и других мероприятиях. Нет предела совершенству - учиться нужно постоянно.

Трудно переоценить значение средств массовой информации в работе правозащитников. Взаимодействие со СМИ - важное условие Вашей успешной работы. Что может сделать правозащитник ? Как может он пробить стену бюрократизма и другие чиновничьи барьеры? Как это ни парадоксально звучит, но нам иногда говорили чиновники, даже высокопоставленные: "Вы можете сделать больше нас". И это так, потому что правозащитник, можно сказать, имеет "особый статус", он независим от начальства, его нельзя уволить или понизить в должности, он не связан инструкциями, "табелями о рангах" и другими условностями. Он может предать гласности проблему, "возмутить умы", создавая общественное мнение вокруг нее, "бить в набат" - в этом сила правозащитника. Без средств массовой информации сделать это очень трудно. Опыт показывает, что самая скромная местная газета может стать рупором Ваших идей и сыграть значительную роль в успешном развитии деятельности Вашей организации.

Возникает вопрос, как вызвать интерес СМИ к тому, что Вы делаете?

Знайте, что неофициальная информация, добытая лично Вами, дорого стоит. Идите "в народ": посещайте семьи, детские учреждения, принимайте участие в судьбе каждого ребенка, нуждающегося в Вашей защите, не ждите, когда к Вам обратятся за помощью - и тогда жизнь даст Вам такой материал, что журналисты "станут к вам в очередь". Знание проблемы, компетентность и наличие информации привлекает журналистов, так как это - их "хлеб".

Расскажу об опыте Белореченской городской организации (БГО) "Мир детства" в Краснодарском крае, созданной примерно полгода назад при активном содействии "Права ребенка". В нее вошли 5 человек - специалисты: юрист, психолог, социальный педагог, журналисты. Следуя нашему совету, они, прежде всего, установили тесные контакты с главой администрации, работниками управлений образования и социальной защиты, членами городского Совета и другими ответственными лицами района. Познакомив их с целями и задачами своей общественной организации, они заручились их поддержкой. Собирая информацию о положении детей в Белореченском районе, включающем в себя 10 сельских округов, они не только посетили детский дом (единственный в районе!), детское отделение районной больницы, ездили в сельские округа, посещая школы и семьи. Кроме того, они разработали специальную анкету, в которую включили указанные нами и другие вопросы, касающиеся положения детей. Эти анкеты были вручены главам сельских администраций с просьбой дать необходимые сведения, при этом обратить особое внимание на многодетные семьи, а также семьи, в которых родители ведут антиобщественный образ жизни. Детские правозащитники столкнулись с чудовищными фактами нарушения прав детей.

Отец 4-х детей повесился, отчаявшись добиться для своей семьи переселенцев гарантированные законом права и получить работу. Его вдова нашла работу за 30 км от дома в цеху с отравляющими веществами и вынуждена была оставлять детей одних на 12 и более часов. Когда правозащитники посетили семью, на обед в доме, кроме половины арбуза и булки хлеба , не было ничего.

В детском отделении больницы длительное время находились не только брошенные дети "грудничкового возраста", но и дети школьного возраста (сироты, беспризорные, отобранные у алкоголиков-родителей и т.п.), т.к. в городе и районе нет дома ребенка и приюта. Эти дети не посещали школу, у них не было ничего, что обеспечивало бы им нормальное развитие. Такая "забота" скорее делала их узниками, которым "век свободы не видать".. Один на 22 тысячи детского населения района специалист по защите и охране прав детей не мог справиться с лавиной @'e5л по защите их прав.

15-летний Петя, старший из 8 детей родителей-алкоголиков, в течение года тщетно просил защитить его и братьев от изверга-отца. Только его самоубийство и активные действия правозащитников заставили местную власть обратить внимание на судьбу несчастных детей.

Вся полученная информация, грамотно обработанная, легла на стол руководителей района. Она вызвала большой интерес, т.к. существенно дополняла официальную информацию. Нужно сказать, что в этот период в районе произошла практически полная смена власти. Это обстоятельство было принято во внимание общественниками и активизировало их действия.

Детские правозащитники "Мира детства" решили объединить усилия общественных организаций Краснодарского края, а также изучить опыт работы общественников из других регионов России. Было отправлено более 100 писем с информацией о себе и просьбой поделиться опытом, литературой, информацией и т.д. Установив контакты, пригласили к себе в город на семинар, подготовленный совместно с "Правом ребенка". Учеба на семинаре, личные контакты, договоренность о сотрудничестве не только обогатили опытом, но и позволили всем ощутить себя частью силы, способной реально действовать.

Вся деятельность "Мира детства", в том числе и работа правозащитной приемной, постоянно освещалась на страницах местной газеты "Белореченская правда". Кроме публикаций в постоянных выпусках, 2 раза в месяц стало выходить приложение к газете, которое повторяло название организации: "Мир Детства"..

Впервые в истории города постоянно и серьезно поднимались проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, детской 'efреступности, наркомании, безответственности и равнодушия ответственных лиц и многие другие. Эти публикации "будили" сознание обывателей, пробуждали общественные силы, привлекали молодежь. Не случайно в городе возникла и стала действовать еще одна общественная организация "Семейный очаг", созданная учителями города.

Совместная деятельность "Права ребенка" и "Мира детства" вызвала интерес новых руководителей района и побудила предпринять ряд мер, направленных на решение проблем детства:

  1. Расширенное заседание депутатов (комиссия по социальным вопросам) с приглашением зам. Главы администрации по социальным вопросам, начальника управления образования и социальной защиты, главного врача больницы и др. Протокол заседания с предложением открыть в городе приют для детей, оставшихся для попечения родителей, и вывести детей этой категории из больницы, представлен Главе администрации.
  2. Принято решение о ремонте здания для реабилитационного центра "Солнышко". Открытие намечено на сентябрь 2001г.
  3. Ремонт помещения при детском саде для размещения группы дошкольников из числа детей, проживавших в больнице. Выделены средства на содержание этой группы, утвержден штат сотрудников. Открытие группы - сентябрь 2000г.
  4. Пересмотрены и дополнены списки семей, нуждающихся в социальной защите.
  5. Осуществлены конкретные действия по оказанию помощи многодетным семьям и семьям детей-инвалидов.
  6. Составлены списки детей, не посещающих школу. Главой администрации и руководителями Управления образования и МВД проведено "родительское собрание" районного масштаба, на котором в соответствии с законом были предъявлены требования по исполнению родительских обязанностей.
  7. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с детскими правозащитниками активизировала профилактическую работу с семьями "категории риска"..
  8. В детском доме выделены места для детей школьного возраста, которые ранее проживали в больнице.
  9. Главой администрации поддержано предложение общественных организаций и депутатов городского совета о создании приемных семей.
  10. При активном содействии детских правозащитников начата выплата опекунских пособий.

Все это - только первые шаги, которые сделала администрация района. На решение проблем уйдут годы, но главное, что эти шаги - сделаны, и сделаны они при активном содействии общественников и правозащитников. Еще одна маленькая, но важная деталь: БГО "Мир детства" был выделен офис - небольшая комната, зато в центре города рядом со зданием администрации.

Совершенно очевидно, что уже на начальном этапе, за полгода своей деятельности, БГО "Мир детства" сумела "взять нужную ноту", доказать чиновникам не только свою состоятельность, но и необходимость продвижения и развития работы в направлении защиты прав детей, сумела существенно повлиять на формирование социальной политики в своем районе.

Эффективность деятельности организации во многом будет зависеть от того, как организована работа.

Хочу обратить внимание на два важных элемента в организации деятельности Правозащитной службы - это планирование работы и её учёт.. Вы уже определили направление своей деятельности, н_'ecетили стратегическую цель. Теперь следует поставить конкретные задачи и найти пути их решения (составить план).

Это и будет основой Программы, в рамках которой будет осуществляться Ваша деятельность. Планируя работу группы, старайтесь использовать разные виды деятельности: посещение детских учреждений, взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, со СМИ, исследовательскую работу и т.д.. Практическая работа по приему граждан ежедневно будет вносить коррективы в Ваш план, но стратегическая цель всегда должна проходить в нем красной нитью.

Важнейшим элементом в деятельности организации является учет проделанной работы. Учитывать ее нужно систематически и в полном объеме.

Все исходящие и входящие письма должны четко регистрироваться в специальных тетрадях, если нет компьютера, и храниться в папках в строгой хронологической последовательности.

Необходимо вести учёт приема граждан, обратившихся к Вам за помощью.

Предлагаем схему, которая кажется нам удобной. Сведения о посетителе заносятся в тетрадь, которая находится всегда под рукой

пп
Дата
ФИО

обратившегося
Где проживает
По какому вопросу обратился Кто принимал
Приме-

чания

Более подробные сведения вносятся в "Анкету посетителя". В ней указываются следующие данные: Ф.И.О., дата рождения обратившегося, его статус, адрес с индексом, телефон; также указываются Ф.И.О., год рождения, место жительства, статус ребенка, о котором заявляет посетитель. Далее посетитель сообщает нам, где он получил информацию о работе нашей приемной, потом кратко передает содержание вопроса, с которым он к нам пришел. Потом указываются действия, предпринятые посетителем до обращения в нашу приемную, а также, сколько времени длилась его правовая проблема до обращения к нам. Затем указывается дата приема и фамилия консультанта. В этой же анкете мы кратко фиксируем все наши действия, предпринятые для восстановления нарушенного права обратившегося. Эту информацию Вы можете перенести в компьютерную базу данных

Не менее важно учитывать деловые звонки, которые поступают к Вам, а также консультации по телефону. Схема учета аналогична первой.

№ пп
Дата
ФИО обратившегося
Откуда поступил звонок,

Его контактный телефон или адрес
К кому из сотрудников направлено сообщение, его суть
Кто консульти-ровал или кто принял звонок
Приме-

чания

Как показывает опыт, такие записи дают возможность "обратной связи", то есть развитию контактов, а также облегчают учёт проделанной работы. Учитывать нужно не только вышеназванное, но и все встречи, поездки, выступления, публикации, участие в мероприятиях и т.п. Строгий учёт работы поможет Вам лучше её организовать, объективно оценить деятельность своей организации.

Так же скрупулезно нужно собирать любую информацию, которая может оказаться полезной: адреса, телефоны разных государственных и негосударственных служб, благотворительных организаций, фондов, "телефонов доверия" и т.д.. У нас это называется "Информационный блок" и является настольной книгой каждого консультанта приемной.

Вы в полном объёме оцените важность и необходимость учета проделанной работы, когда придёт время издать информационный бюллетень или другой материал.

2. Несколько практических советов и рекомендаций
В начало

Психологический аспект проблемы

Итак, все необходимые формальности по юридическому оформлению группы соблюдены, местные власти предоставили вам оснащенный техникой (как минимум - телефоном) офис, Вы готовы к борьбе "за обойдённого, за угнетённого". К Вам начинают стекаться ручейки чужой беды, всегда пронзительно тяжелой, потому что это - беда ребёнка. Ручейки, сливаясь, превращаются в мощный поток, в котором можно захлебнуться, если с самого начала не выработать внутри себя правила психологической защиты от негативной информации, получаемой Вами регулярно в течение длительного времени. Это вовсе не означает, что сердце нужно закрыть на замок и каменным изваянием сидеть перед посетителем. Есть, на наш взгляд, хороший способ отсекать излишние эмоции и тем самым сохранять внутреннее спокойствие, необходимое для решения вопроса.

- Слушая рассказ посетителя, делая необходимые пометки, одновременно переключайтесь на осмысление возможных способов, вариантов помощи. Мысленное воспроизведение учреждений, имён, документов и т.п. "охлаждает" голову, "гасит" эмоции, нацеливает на конкретные действия, необходимые для решения проблемы клиента.

- Сдерживайте свои эмоции, даже если Ваш гнев - праведный.

В приёмной симпатичная пара - муж и жена. Они возмущенно рассказывают о женщине, которая выписывает из квартиры несовершеннолетних детей, "выбрасывает их на улицу", и просят найти управу на нарушительницу закона и защитить жилищные права их детей. Начинаем разбираться. Оказывается, мужчина - переселенец из Казахстана, был бездомный, безработный. Женился на москвичке, которая жила с ребёнком в 2-х комнатной квартире. Женщина, поверив в серьёзность намерений нового мужа, прописала его в своей квартире. Через некоторое время он, тайно от жены, прописал в этой квартире своих двух несовершеннолетних детей от первого брака, после чего благополучно развёлся с ней, ушёл и женился на другой. Обманутая женщина, узнав обо всём, защищая жилищные права своего ребёнка и свои собственные, обратилась в суд с иском о признании брака недействительным и аннулировании регистрации по месту жительства бывшего мужа и его детей.. Теперь эта пара, возмущаясь, требовала нашей поддержки в суде.

Как же хотелось выкинуть вон мошенников и сказать им всё, что мы о них думаем! Вслух было сказано только, что мы не считаем возможным для себя оказывать им поддержку, так как, кроме формальной стороны дела, есть ещё нравственная сторона и мы её не разделяем.

- Жалость, сострадание - это хорошие, даже необходимые помощники детского правозащитника, они стимулируют желание помочь ребёнку, какой бы трудной ситуация, ни оказывалась, но тем не менее, важно сдерживать свои эмоции, даже тогда, когда Вы разделяете чувства Вашего посетителя.

Все наши эмоциональные перегрузки с лихвой окупаются чувством радости и удовлетворения, когда удаётся помочь детям. Чем больше положительных решений по нашим обращениям, тем больше положительных эмоций. Выходит, вся деятельность правозащитников изначально несёт в себе положительный заряд и это - лучшее лекарство для нас.

Как счастливы были мы, когда спасли жизнь 8-ми летнему Диме из Геленджикского района Краснодарского края, добыв 4000 долларов, чтобы оплатить биостимулятор и операцию на сердце. И когда нашли новые семьи для Димы К. и Андрея Я. (г. Москва), мальчики буквально погибали с мамами-алкоголичками. И когда "отбили" у хапуг-родственников сироты Маши её жильё.

А какой праздник был у нас, когда почти трехлетняя эпопея Светы К. закончилась воссоединением ее семьи и вселением их в новую квартиру! А началось все драматически: к нам пришла молодая пара воспитанников ПНИ, прося защиты. Света К. была беременна на 7-м месяце. Они убежали из интерната, прятались на чердаках и в подвалах, так как администрация ПНИ намеревалась принудительно абортировать Свету. "Не позволю рожать ублюдков", - это была позиция директора. В ЗАГСе лежало их заявление о вступлении в брак, но за три дня до бракосочетания молодые люди потеряли паспорта… Чтобы описать все, что пришлось сделать нам, чтобы защитить права этих молодых людей на:

нам пришлось бы написать отдельную книгу.

В работе детского правозащитника есть много важных деталей, которые нельзя упускать, так как они оказываются основополагающими в каждодневной работе.

Например:

ь Ежедневник. Привычка работать с ежедневником помогает не только четко планировать работу на завтра, на неделю, на месяц и т.д., но и анализировать её, вести учёт, собирать информацию и т.д. Такого рода "самоконтроль" делает работу каждого сотрудника намного эффективнее. Кроме того, очень трудно, не ведя регулярных "дневниковых" записей, восстановить в памяти события прошедшие; даже то, что произошло накануне, легко забывается в потоке новых дел.

ь Исходящее письмо - своеобразная визитная карточка Вашей организации. Читающий его, составляет о Вас представление по тому, что и как написано, и будет относиться к Вам соответственно своему впечатлению. Согласитесь, трудно воспринимать всерьез официальное письмо, написанное длинно или непоследовательно, с грамматическими или орфографическими ошибками.

ь На все письма нужно отвечать обязательно, по возможности быстро, при этом тон Ваших писем должен быть всегда корректным.

Еще несколько советов для работы с посетителями:
  1. Старайтесь принимать обращения в письменном виде. Если посетителю трудно сформулировать или написать заявление самому (с такими трудностями сталкиваются не только дети, но и многие, посещающие нас взрослые), то опросите его, записывая за ним все существенное.
  2. Всегда старайтесь проверять информацию, полученную Вами. Просите документы, подтверждающие показания заявителя.
  3. Разговаривайте с посетителем приветливо, но не слащаво; серьёзно, но не высокомерно.
  4. Если, рассказывая, он уходит от темы, деликатно остановите его и вопросами верните к сути дела.
  5. Уточняя детали рассказа, не проявляйте нескромного любопытства.
  6. Посетитель должен видеть Вашу искреннюю заинтересованность его проблемой.
  7. Никогда не обещайте посетителю больше, чем Вы можете сделать.
  8. Помогая - не навреди. Расскажите заявителю, что Вы намерены предпринять по его жалобе, и узнайте, готов ли он бороться за свои права.
  9. Если вопрос посетителя не в Вашей компетенции, не отпускайте его "ни с чем".. Обязательно дайте ему совет, информацию, куда ему обратиться, рекомендацию и т.п..

3. Некоторые методы и приемы правозащитной работы
В начало

Эффективность работы детского правозащитника в каждом отдельном случае зависит от "точности попадания" его обращения. Нужно очень хорошо изучить структуру государственной машины: министерств, ведомств, департаментов, управлений и пр. - их функции, границы ответственности, подчиненности, влияния и т.д. И, конечно же, необходимо хорошо знать нормативно-правовые акты, гарантирующие то или иное право гражданину. Бесполезно обращаться к чиновнику - непосредственному нарушителю прав ребенка. "Не страшат его громы небесные, а земные он держит в руках…". Вопреки утверждению поэта, устрашить его могут только "громы", исходящие от вышестоящего начальства. Впрочем и обращение к непосредственному начальнику "нарушителя", зачастую не дает желаемого результата, потому что "рука руку моет". Наш опыт говорит о том, что эффективным является обращение к самому высокому начальству - на региональном или даже на федеральном уровне: письмо - самому высокому лицу, а копию - руководителю района, непосредственному начальнику чиновника - нарушителя, либо ему самому. Однако это очень "сильное лекарство", злоупотреблять им нельзя и применять следует только убедившись в полной круговой поруке на более низком уровне. Вместе с тем само сознание, что Вы обладаете мощными до поры до времени не используемыми резервами воздействия на недобросовестных чиновников, чрезвычайно важно для успеха Вашей деятельности; хорошо бы это понимали и те, кто вздумал разговаривать с Вами языком отписок.

Сотни матерей - жителей Сасовского района Рязанской области обивают пороги городских и сельских администраций, учреждений социальной защиты, прокуратуры, потому что не получают по 2-3 года положенные по закону пособия на детей. Чиновники нашли "удобный" способ решения проблемы: просителей с помощью милиции не пускают на порог учреждений. А те, кому удалось "прорваться" и получить постановление суда о выплате положенных сумм - тоже ничего не имеют, так как решения суда не исполняются. Что сделали мы в такой ситуации?

Мы обратились с письмом к губернатору, а также в прокуратуру Рязанской области, описали ситуацию, напомнили о законодательстве, попросили разобраться и принять меры к выплате детских пособий.

Ответ из прокуратуры Рязанской области нас не удовлетворил, так как, несмотря на выплату пособий отдельным гражданам, проблема в целом оставалась нерешенной. К нам продолжал идти поток писем из Сасовского района.

Следующие письма были направлены Вице-премьеру Правительства РФ Матвиенко В.И. с приложением к ним внушительных пачек писем граждан. Поток писем не прекращался.

Мы пишем еще одно обращение, теперь в Генеральную Прокуратуру, с просьбой принять меры к выполнению законодательства РФ в отношении выплаты детских пособий в Рязанской области и прилагаем сотни писем граждан. Просим сообщить о принятых мерах в наш адрес.

Получаем вежливый ответ, что наше обращение направлено Генпрокуратурой для организации проверки прокурору Рязанской области, исполнение контролируется, о результатах проверки и принятых мерах нам сообщат.

Поток писем из Сасовского района уменьшился, в некоторых из них - слова благодарности за оказанную помощь.

Учитывая масштаб проблемы, обращаемся к Представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе с просьбой взять на контроль вопрос выплаты детских пособий в Рязанской области. Секретариат Представителя Президента запросил у нас дополнительную информацию и, насколько нам известно, всерьёз занялся этой проблемой.

Подобного рода дела мы относим к категории "средней тяжести". Тут нарушение закона очевидно, легко доказуемо, и наша задача - найти нужный рычаг и надавить на него.

Есть в нашей практике дела, связанные с насилием над детьми, находящимися в детских сиротских учреждениях. Это самая сложная категория дел, так как факты насилия трудно доказать. Молчат дети - заложники государственного опекуна, молчат сотрудники, боясь увольнения или физической расправы; других свидетелей - нет, так как наши детские сиротские учреждения закрыты для посторонних глаз, а ведомственный контроль бывает необъективен, так как критерии оценки работы детских сиротских учреждений направлены зачастую на внешние показатели и факторы.

Рассчитывать на поддержку местных органов образования, социальной защиты и даже прокуратуры особенно не приходится по двум причинам: они, в лучшем случае, спасая "честь мундира", стараются дело "замять", не выносить "сор из избы", в худшем случае - грудью становятся на защиту государственного опекуна, так как связаны с ним какими-то материальными или иными интересами. Есть, конечно, исключения из этого "правила".

Очередной звонок в нашу приемную приносит известие о том, что в одном из интернатов города N. Московской области милиция, по просьбе некоторых воспитателей, а возможно и руководителя учреждения, систематически избивает мальчиков "в воспитательных целях". Это продолжается уже год. Дети запуганы до крайности и молчат.. Сотрудники всё знают, но тоже молчат.

Не предавая огласке поступившую информацию, начинаем предварительное расследование дела. Приезжаем в детское учреждение без предупреждения, беседуем с детьми без свидетелей в соседнем сквере, с сотрудниками - без администрации. С их согласия беседа записывается на диктофон. Фотографируем детей, одетых в "рваньё". При визуальном осмотре детей видим гематомы на ногах, руках, бедрах, по словам детей - их накануне избивал милиционер. Составляем протокол, так как зафиксировать побои в медицинском учреждении не представилось возможным. Дети назвали имена, фамилии, должность милиционеров, избивавших их, указали места расправ и даты. Взрослые также подтвердили факты избиения детей, при этом просили не называть их имен, так как очень боялись физической расправы.

Было понятно, что в деле должны разобраться компетентные органы, но было очевидно, что обращаться к должностным лицам этого городка бессмысленно, так как четко прослеживались их родственные и дружеские связи. Дело могут "замять", а "жалобщиков" примерно наказать. Чтобы этого не допустить, нужно было факт предать огласке, но только не на уровне СМИ, а на уровне ведомств. Наши письма пошли в Департамент образования, в прокуратуру, губернатору Московской области. Мы потребовали проверить изложенные факты, создав специальную комиссию, куда просили включить сотрудников "Права ребёнка". Наши обращения попали в цель, было ощутимо движение: звонки, вопросы, нас пригласили в прокуратуру города N.. Состоялась встреча с прокурором, которому были переданы собранные нами материалы дела. Два члена группы "Право ребёнка" были включены в состав комиссии, которая присутствовала при официальном допросе детей. В эту комиссию вошли также представители Департамента образования Московской области и Комитета образования города N. Все дети подтвердили свои показания. В интернате были проведены проверки, раскрывшие иные правонарушения, в том числе финансовые (вспомните детей в рваной одежде!). Состоялся ряд срочных заседаний в разных ведомствах, ряд проверок других сиротских учреждений района и другие мероприятия, которые обычно случаются, когда чиновники хотят удержаться в своём кресле.

Городской прокуратурой было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам избиения подростков. Областная прокуратура по результатам своей проверки возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ. Уголовное дело было направлено для организации предварительного расследования прокурору города N..

Хочу обратить внимание на два важных момента в этой истории: первый - как только история получила огласку - немедленно прекратились избиения детей и более не возобновлялись (это отслеживалось нами), второй - официальный ответ Департамента образования Московской области на наше обращение, гласил, что факты, изложенные в нашем письме, не подтвердились. Как тут не вспомнить Козьму Пруткова - не верь глазам своим!

В работе правозащитников проблемы часто возникают неожиданно, и решать их нужно безотлагательно, не считаясь со временем, с эмоциональными перегрузками - самоотверженно.

На часах 18 15 - рабочий день окончен. Открывается дверь, и входит мужчина с двумя девочками 12 - 13 лет. Как оказалось, девочки убежали из интерната города С., который находится в Тверской области. У одной из них, назовем ее Таней, "заячья губа" и вместо правого глаза воспаленная слезящаяся рана. На неё больно смотреть, видно, что девочка осознает свое уродство и мучительно переживает его. Мужчина, который привел детей, визуально не вызывает доверия.

Сотрудники "Права ребёнка" возвращаются на свои рабочие места. Беседа с мужчиной - он оказался бывшим воспитателем девочек - укрепляет наше подозрение в его неадекватности, однако он дает тревожную информацию.. Тане необходимы операции по исправлению "заячьей губы" и протезированию глаза. Мать отказалась от неё в роддоме из-за этих дефектов. 13 лет Таня жила в сиротских учреждениях и ни один из государственных опекунов не позаботился о её за'eeровье! Таня ушла из интерната с бывшим воспитателем, потому что он пообещал отвезти ее в Москву к врачам (Спасибо, что привёл к нам!). Ее подружка Лена убежала с нею из солидарности. В это время другие сотрудники ведут доверительную беседу с девочками (с каждой - отдельно). Дети пьют горячий чай с булками, "отогреваются душой" и раскрываются. Сведения, полученные от девочек, заставляют встревожиться и принять меры, исключающие дальнейший контакт с бывшим воспитателем. Немедленно звоним в Министерство здравоохранения, начальнику Управления охраны здоровья матери и ребёнка (вот как важно иметь деловые контакты!). К счастью, в поздний час она оказалась на работе. Рассказали ей о беде Тани, она дала нам координаты Главного педиатра Твери, более того, лично позвонила ему. Полагаем, что разговор их был не из приятных.

Мы срочно созваниваемся с Центром временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) (снова помогают личные контакты!). Пишем письмо-ходатайство на имя начальника ЦВИНПа, убеждаем девочек в том, что мы их не предаем, отправляя в милицейское учреждение, что завтра же мы их оттуда заберем и сделаем все возможное, чтобы помочь Тане. Предупреждаем сотрудников ЦВИНПа, чтобы они ни в коем случае не отдавали детей мужчине, который называет себя их воспитателем.

Наутро мы уже располагали необходимой информацией и связались с директором интерната города С., Управлением образования, отделом опеки, начальником ОВД города Твери, срочно были заготовлены письма во все эти инстанции. Оказалось, что доставивший детей, был уволен из интерната за развратные действия, признан судом невменяемым и находится в розыске для помещения на лечение в психиатрическую больницу.

В Москву срочно выехала воспитательница детей - Р.И. Вместе с нею забираем детей из ЦВИНПа и едем в Тверь. Разговор с воспитательницей в электричке (4 часа!) оказался очень интересным, полезным и продуктивным. Последствия этого разговора - взаимная симпатия, доверие, разработка плана действий - обернулись для Тани огромным счастьем.

В Твери мы встречаемся с Главным педиатром, с начальником отдела опеки, с начальником ИДН и другими ответственными лицами. Вручаем им письма с требованием обратить внимание на нарушение прав детей-сирот, содержащихся в подведомственных учреждениях. Ржавое колесо чиновничьей машины закрутилось: Таню положили в больницу на обследование в Твери, затем направили в Москву, последовала одна операция, потом другая… Мы перезванивались с девочкой, слали ей гостинцы и переписывались с воспитательницей Р.И. Шли месяцы, Р.И. времени не теряла и разыскала мать Тани. К удивлению, она оказалась женщиной положительной, у неё была хорошая семья: муж, сын. Услышав, что Р.И. пришла от её дочери, она долго рыдала, потом рассказала о том, что не хотела оставлять в роддоме свою маленькую больную дочь, что её убедили оставить ребёнка врачи и родственники. Она жила все эти годы с тяжким грузом своей вины перед ней и ждала, что однажды откроется дверь и ей скажут: "Здравствуйте, я - от вашей дочери". Так и случилось. Женщина готова была искупить свою вину, забрав ребёнка в семью, но теперь это было непросто: муж ничего не знал - простит ли? Как воспримет сестренку сын? Да и саму Таню нужно было подготовить, несмотря на то, что девочка, фантазируя, рассказывала всем о том, что у неё есть мама, папа и братик, что они обязательно заберут её, когда настанет время. И это время настало. Мы смотрим на фотографию Тани, которую прислала нам Р.И., и не узнаем девочку - Золушка превратилась в чудную принцессу. Трудно сказать, кто из нас был счастливее.

Теперь страшно себе представить, что ничего этого не случилось бы, если бы мы сказали посетителям: "Извините, наш рабочий день окончен. Приходите завтра".

К сожалению, с фактами грубейшего нарушения прав детей мы сталкиваемся постоянно не только в региональных учреждениях, но и в Москве. Анализируя причины этого явления, мы пришли к выводу, что "закрытость", "обособленность" сиротских учреждений, сосредоточение всей власти над судьбами детей в руках одного "государственного опекуна" - руководителя учреждения, неэффективность ведомственного контроля - та почва, на которой вырастают горькие плоды, отравляющие всю систему детского призрения в России. Мы убедились, что решить проблемы защиты прав ребенка в закрытом учреждении можно только через вневедомственный государственный и общественный контроль. Об этом же говорит опыт многих цивилизованных стран. Так родился проект закона "Об общественно-парламентском контроле за обеспечением прав детей в РФ", который был одобрен в ноябре 1998г. Палатой по правам человека ПКС при Президенте РФ. Вкратце суть этого законопроекта заключается в следующем: для создания в РФ эффективного механизма рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав, создаются Службы Уполномоченного по правам ребенка, сеть детских правозащитных служб и "вторгающееся" общественное наблюдение. Общественные инспектора и доверенные специалисты обладают лишь контрольными функциями и получают право посещения детских учреждений, конфиденциального общения с детьми, беспрепятственного доступа к документации и т.п. в любое время без предупреждения.

Ну а практика беспощадно демонстрирует крайнюю необходимость таких инспекций. Так, получая многочисленные жалобы из сиротских учреждений г. Москвы, мы направили в Правительство Москвы, лично мэру Ю.М. Лужкову несколько писем, одно из которых приводим полностью:

Ю.М. Лужкову 25 мая 1999 г. В начало

Мэру г. Москвы

Уважаемый Юрий Михайлович,

Обратиться лично к вам нас заставили чрезвычайные обстоятельства, суть которых в том, что мы столкнулись с невозможностью защитить ребенка-москвича от произвола со стороны представителей со стороны администрации, "опекаемой" вышестоящими чиновниками Комитетов Правительства Москвы и органами прокуратуры. Мы просим Вашей личной помощи и защиты для детей по двум конкретным поистине трагическим ситуациям (см. прилагаемые письма), в которых, как в капле воды, отражены две базовые проблемы защиты детства:

  1. необходимость создания независимых механизмов по контролю за соблюдением прав детей (городская служба Уполномоченного по правам детей, "вторгающаяся" Общественная инспекция);
  2. Практическая реализация фундаментального права ребёнка на семью, установка на реабилитацию семьи, на развитие системы приёмных семей и на расформирование детских домов, пребывание в которых неизбежно калечит психику ребёнка.

В решении этих проблем Москва катастрофически отстаёт не только, скажем, от Швеции, но и от Самары, где усилиями Галины Гусаровой создана действительно эффективная, РАБОТАЮЩАЯ система семейного призрения детей-сирот и детей-инвалидов.

Необходимость "вторгающейся" (т.е. неожиданной, без предупреждения, с правом конфиденциального общения с детьми, с правом беспрепятственного доступа к документации и т.п.) инспекции детских учреждений наглядно демонстрирует хотя бы такой факт, что осужденный в сентябре 1998 года маньяк-насильник Дмитрий Карпов, В ТЕЧЕНИЕ 4 ЛЕТ издевался над детьми в лицензированном и ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯВШЕМСЯ московскими органами образования частном детском доме "Альфа", директором которого он являлся; необходимо сказать, что ни один московский чиновник не понёс какого-либо взыскания за эту чудовищную халатность. Это и есть вопиющие бесконтрольность и безответственность, без преодоления которых принадлежащий Вам совершенно справедливый тезис "Власть должна служить" не может быть реализован на практике. (Подробнее о системе Общественной инспекции - в прилагаемых документах Программы "Право ребёнка" и в статье "Иммунные системы государства", "Независимая газета", 28 апреля 1999 г.).

Уважаемый Юрий Михайлович, мы призываем Вас выступить с инициативой создания в Москве системы Общественной инспектуры за соблюдением прав человека, в том числе прав детей, инициировать развитие семейного призрения сирот и включить эти тезисы в общероссийскую Программу возглавляемого Вами движения "Отечество".

С уважением:

Б.Л.Альтшулер,
Руководитель Программы "Право ребёнка";

Л.П.Кушнир,
Исполнительный директор Программы.

Наши письма, в том числе и это, по всей видимости, к Лужкову не доходят. Оказалось, мэр Москвы существенно менее доступен для "нечиновничьей" информации, чем, скажем, президент РФ. По первому из двух дел, о которых мы писали в приведенном письме (к нам тогда обратился целый коллектив одного московского детского дома, см. также публикацию "Дети в наручниках - обычное явление в наших домах-интернатах", "Парламентская газета", 24.12.1999), наши ходатайства были поддержаны вице-мэром Валерием Шанцевым и Министерством образования. И все трое ("Право ребенка", В. Шанцев и министерство) получили стереотипные отписки из Московского Комитета образования. Тогда же прокуратура прекратила заведенное было по жалобе тех же сотрудников уголовное дело против директора этого детского дома. Однако, несмотря на очевидную тупиковость ситуации, Московский Комитет образования все же счел за благо решить позитивно проблему ребенка, о котором мы писали, его перевели в другое учреждение и оставили в покое; а директор детского дома всерьез испугался и прекратил главные свои безобразия. По второму делу - о спасении приемной семьи Людмилы Комковой - наше обращение к мэру также, по-видимому, не имело непосредственного эффекта (впрочем, вспомним Тютчева: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"). Потребовалось еще немало усилий разных общественных организаций и депутатов Мосгордумы, чтобы предотвратить отправку в детдом детей, проживших 9 лет в семье.

Заключение В начало
Мы продолжаем настаивать на создании системы независимого общественно-парламентского контроля за соблюдением прав детей. Представители администрации, как и чиновники любого уровня, ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ неожиданных визитеров, способных вскрыть нарушения прав детей; только так можно поставить заслон творящимся безобразиям, о которых - существенно больше и подробнее того, что попадает в поле зрения "Права ребенка", говорится в официальных документах Генпрокуратуры. Предложения Программы "Право ребенка" по введению независимого контроля (наблюдения) за соблюдением прав детей были поддержаны Комитетом ООН по правам ребенка и российской правительственной делегацией в Женеве, которую возглавляла заместитель министра труда и социального развития Г.Н. Карелова. Недавно типовой проект регионального закона "О гарантиях прав ребенка" (см. в Части Ш данной брошюры), содержащий также главу об общественном контроле, эксперт "Права ребенка" Леонид Паперно передал лично в руки Председателю Мосгордумы Владимиру Платонову. Мы надеемся на продолжение сотрудничества в этом вопросе.

Итак, организаторы Правозащитной службы для детей должны помнить - чтобы работа была эффективной, необходимо:

  1. Подобрать команду единомышленников;
  2. Исследовать проблему положения детей в регионе;
  3. Четко определить цели и задачи;
  4. Установить деловые отношения с государственными и общественными организациями;
  5. Изучить опыт работы общественных организаций, занимающихся проблемами детей;
  6. Изучить структуру государственных учреждений, их функции, границы ответственности и подчиненности;
  7. Собирать библиотеку юридической, правозащитной, методической литературы;
  8. Планировать работу и постоянно ее учитывать;
  9. Активно привлекать СМИ;
  10. Постоянно учиться, осваивая методы и приемы правозащитной работы;
  11. Проявлять искреннюю заинтересованность к судьбам людей и не навредить им необдуманными действиями

Любовь Кушнир

Декабрь 2000 г.

Сайт управляется системой uCoz